Пояснительная записка.
Дошкольный возраст – это уникальный период в жизни человека, когда закладываются основы социального, эмоционального, волевого,
познавательного развития, происходит приобщение к общечеловеческим ценностям, развитие способностей и индивидуальности ребенка.
Как известно, ведущим видом деятельности дошкольников является игра. Поэтому игровая деятельность пронизывает все разделы
программы, что соответствует интересам ребенка и способствует сохранению специфики дошкольного детства.
В процессе организации и проведения занятий в рамках данной программы необходимо предусмотреть соблюдение требований к
организации развивающей среды:
- она должна способствовать своевременному и качественному развитию всех психических процессов: восприятия, мышления, памяти,
воображения и т.д.;
- она должна быть организована в соответствии с основными принципами: дистанции, позиции при взаимодействии; активности,
самостоятельности, творчества; стабильности – динамичности; эмоциогенности, индивидуальной комфортности и эмоционального
благополучия; сочетания привычных и неординарных элементов; открытости – закрытости (В.А.Петровский);
- она должна быть соотнесена с возрастом ребенка и создавать зону ближайшего развития.
Развивающее индивидуально-ориентированное обучение может проводиться фронтально или по подгруппам с учетом
индивидуальности каждого (наличие опыта, возможностей, темпа деятельности, личностных трудностей и т.п.).
Обучение на занятиях независимо от формы их организации (подгрупповая, фронтальная, индивидуальная) отличается прежде всего
программностью. Педагог намечает программное содержание, которое должно быть реализовано в ходе занятия. В программе основное
внимание отводится комплексным занятиям, на которых одновременно решается несколько дидактических задач (систематизация знаний,
умений и развитие творческих способностей и др.)
По содержанию занятия носят интегрированный характер, то есть объединяют знания из нескольких областей. Это объединение не
является произвольным или механическим. Следует предусматривать интеграцию знаний таким образом, чтобы они дополняли, обогащали
друг друга при решении дидактических задач.
Занятия имеют определенную структуру, которая во многом диктуется содержанием обучения и спецификой деятельности детей.
Независимо от этих факторов в любом занятии выделяются три основные части, неразрывно связанные общим содержанием и методикой, а
именно: начало, ход занятия (процесс) и окончание.
Целесообразно напомнить, что обучение детей не ограничивается занятиями. Задача педагога – помочь ребенку приобрести
полноценные знания и вне занятий. С этой целью педагог продумывает задачи и способы организации обучения детей вне занятия. Такое
обучение является личностно-ориентированным, поскольку складываются условия для формирования не только знаний, умений и навыков,
но и основных базисных характеристик личности: самостоятельности, инициативности, ответственности, творчества, коммуникативности и
произвольности, что способствует эффективной подготовке детей к школьному обучению.
Назначение программы: оказание помощи родителям и педагогам во всестороннем развитии детей. Главное назначение программы
состоит в том, чтобы научить детей точно и ясно выражать свои мысли, раскрыть их творческие, интеллектуальные культурные
способности, развить интерес и внимание к слову, углубить математические навыки, воспитать бережное отношение к природе, привить
ответственное отношение к здоровью. Программа предусматривает создание вокруг ребенка положительной эмоциональной атмосферы,
помогающей раскрепощению его личности, активизирующей творческий потенциал. Важной частью программы является изучение
динамики развития ребенка, исследование уровня его функциональной готовности к обучению в школе.
Цель программы: всестороннее развитие детей, позволяющее им в дальнейшем успешно овладеть школьную программу.
Данная программа решает следующие задачи:
-обеспечивать преемственность между дошкольным и начальным школьным образованием;
- углублять умения и навыки, необходимые для занятий в начальной школе;
- развивать у детей творческое воображение, память, речь, логическое мышление.
- воспитывать навыки культурного общения.
В программе выделены основные принципы работы при подготовке детей к обучению:
- учёт индивидуальных особенностей и возможностей детей старшего дошкольного возраста;
- уважение к ребёнку, к процессу и результатам его деятельности в сочетании с разумной требовательностью;
- комплексный подход;
- систематичность и последовательность;
- наглядность.
Новизна
Новизна состоит в том, что данная программа дополняет и расширяет знания при помощи игровых приёмов как на занятиях по развитию
речи, так и на занятиях по математике, параллельно готовя и руку ребёнка к письму, не выделяя при этом обучение письму в отдельную
деятельность. Вышесказанное прививает у детей интерес к обучению и позволяет использовать эти знания на практике. Одним из новых
подходов позволяющим компенсировать негативное влияние повышенных интеллектуальных нагрузок является применение такой формы
как интегрированная образовательная деятельность. Во время интегрированной деятельности объединяются в нужном соотношении в одно
целое элементы математического развития и физической, социальной деятельности, элементы развития речи и конструктивной,
изобразительной деятельности, удерживая при этом внимание детей разных темпераментов на максимуме.
Актуальность предшкольной подготовки детей
Переход от дошкольного детства к школьному – это ответственный этап. Для детского организма адаптация к переменам требует
перестройки работы организма. В этот период задача всех окружающих ребенка взрослых (родителей, воспитателей, учителей) - обеспечить
благоприятные условия для всесторонней полноценной подготовки дошкольника к обучению в школе.
К старшему дошкольному возрасту определяющей для готовности детей к школе является сформированность «базиса личностной
культуры».
Основной характеристикой базиса личностной культуры ребенка дошкольного возраста является компетентность, включающая в
себя:
Коммуникативная компетентность проявляется в свободном выражении ребенком своих желаний, намерений с помощью речевых и
неречевых средств.
Социальная компетентность позволяет дошкольнику понимать разный характер отношения к нему окружающих взрослых и
сверстников, выбирать линию поведения, соответствующую ситуации.
Интеллектуальная компетентность характеризуется способностью ребенка к практическому и умственному экспериментированию,
знаковому опосредованию и символическому моделированию, речевому планированию, логическим операциям (сравнение, анализ,
обобщение). Ребенок проявляет осведомленность в разных сферах деятельности людей, имеет представление о некоторых природных
явлениях и закономерностях, знакомится с универсальными знаковыми системами – алфавитом, цифрами.
Компетентность в плане физического развития выражается в том, что ребенок имеет представление о своем физическом облике и
здоровье, владеет своим телом, различными видами движений.
Когда же можно говорить о том, что ребенок готов к обучению в школе? Особое значение в личностной готовности ребенка к школе
имеет мотивационный план, «внутренняя позиция школьника», которая выражается в стремлении ребенка выполнять общественно значимую
и оцениваемую деятельность (учебную).
Мотивационная готовность старшего дошкольника к обучению в школе это:
- наличие четких представлений о школе и формах школьного поведения;
- заинтересованном отношение к учению и учебной деятельности;
- наличие социальных мотивов и умение подчиняться школьным требованиям. «Внутренняя позиция школьника» начинает формироваться
благодаря тому, что в детском саду и дома начинается подготовка детей к школе, которая призвана решать две основные задачи:
- всестороннее воспитание ребенка;
- специальная подготовка к усвоению тех предметов, которые ребенок будет изучать в школе.
В итоге детский сад превращается в «маленькую школу», где от дошкольника требуют то, к чему он психологически еще не готов.
Неготовность ребенка к обучению отрицательно сказывается на его дальнейшем развитии, здоровье, успеваемости. Это приводит к
отрицательному отношению к школе и трудностям в дальнейшем воспитании.
Формы организации НОД
В процессе НОД используются различные формы:
Традиционные
Комбинированные
Практические
Игры, конкурсы
Методы:
Словесный метод обучения (объяснение, беседа, устное изложение, диалог, рассказ)
Метод игры (дидактические игры, на развитие внимания, памяти, игры-конкурсы)
Практический (выполнение работ на заданную тему, по инструкции)
Наглядный (с помощью наглядных материалов: картинок, рисунков, плакатов, фотографий,
Показ мультимедийных материалов
Программа рассчитана на один год обучения для детей 6-7 лет. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 30 минут во вторую половину дня.
Занятия по ФЭМП, обучению грамоте носят комбинированный, комплексный характер.
Продолжительность
НОД
Подготовка
письму
30 мин.
руки
Математическое
развитие
30 мин.
Периодичность
неделю
в Количество часов в Количество часов в
неделю
год
к
1 раз
30 мин
18часов
1 раз
30 мин
18часов
Итого часов в год: 36 часов
Мониторинг.
Мониторинг развития у детей проводится 2 раза в год (в начале и в конце учебного года).
Основная задача мониторинга заключается в том, чтобы определить степень освоения ребенком программы.
Содержание программы
Начальный курс математики и логики. Конструирование.
Задачи развития
1) формирование мотивации учения и интереса к самому процессу обучения;
2) формирование приемов умственных действий (умение выделять свойства предметов, умение сравнивать между собой предметы,
обобщать предметы по некоторому признаку, выделять в предметах части и целое, различать примеры истинных и ложных высказываний);
3) упражнение в операциях объединения, дополнения множества, выделения из множества отдельных его частей;
4) развитие умения разрешать проблемные ситуации, игровые задачи, самостоятельно их формулировать, при решении задач
пользоваться знаками;
5) закрепление представлений об известных геометрических фигурах и некоторых их свойствах;
6) закрепление представлений о последовательности дней недели, месяцев года.
7) развитие умения обдумывать и планировать действия, прогнозировать промежуточные цели, осуществлять решение, строго
подчиняться заданным правилам;
8) развитие умения обосновывать суждения, строить простейшие умозаключения;
9) увеличение объема внимания и памяти;
10) развитие творческих способностей.
Ожидаемые результаты.
К концу года обучения основным результатом должно стать дальнейшее формирование у детей интереса к познанию, их продвижение в
развитии внимания, памяти, речи, мыслительных операций. При этом у детей формируются следующие основные умения:
-умение находить в окружающей обстановке много предметов и один предмет;
-умение сравнивать группы предметов, содержащие до 10 предметов, на основе составления пар, выражать словами, каких предметов
больше (меньше), каких поровну;
-умение выделять и выражать в речи признаки сходства и различия предметов по цвету, форме, размеру и др. свойствам;
-продолжить и самостоятельно составить ряд из предметов или фигур, содержащих до трёх изменяющихся признаков;
-умение в простейших случаях находить общий признак группы, состоящей из 4-5 предметов, находить «лишний» предмет;
-умение считать в пределах 10 в прямом и обратном порядке;
-умение соотносить запись чисел 1 – 10 с количеством и порядком предметов;
-умение изображать графически «столько же» предметов, сколько в заданной группе;
-умение узнавать и называть квадрат, круг, овал, треугольник, четырёхугольник;
-умение определять направление движения от себя (направо, налево, вперёд, назад, вверх, вниз);
-умение показывать правую и левую руки, предметы, расположенные справа и слева.
«Подготовка руки к письму»
Задачи развития:
Научить детей ориентироваться в тетради и на листе бумаги.
Подготовить руку ребенка к письму путем тренировки кисти руки и пальцев.
Научить детей правильной посадке при письме, правильно располагать тетрадь на парте во время письма, умению держать
шариковую ручку.
Научить штриховать в разных направлениях: сверху вниз, с наклоном влево, слева направо, с наклоном вправо, штриховке
петлями, полуовалами, волнистыми линиями.
Познакомить с основными правилами штриховки:
- не выходить за контуры фигуры;
- соблюдать параллельность линий;
- не сближать штрихи, расстояние между ними должно быть 0,5 см;
- научить четко дифференцировать строку (верхнюю и нижнюю, среднюю
линии), писать элементы букв и буквы в строке:
- познакомить с основными правилами красивого письма;
- подготовить к формированию графического навыка;
- научить копировать сложные сочетания извилистых линий, фразу из нескольких слов, написанную письменными буквами;
- развивать фонематический слух, подготовить к овладению звуковым анализом слова.
Перспективный план кружка «Подготовка к школе»
Раздел «Начальный курс математики и логики. Конструирование»
№п/п
Тема занятия
1.
Считаем вместе.
2.
Что изменилось?
Цель занятия
Сентябрь
Формировать
математические
представления, умения отвечать на вопросы
«сколько?», «на сколько?», «чего больше?».
Уметь отгадывать математические загадки.
Закреплять умения детей ориентироваться в
пространстве, используя слова «вперед,
назад, влево, вправо, слева, справа, впереди,
сзади и т.д.» Развивать наблюдательность.
Развивать пространственные представления
детей, умение замечать и определять
пространственные изменения, пользоваться
соответствующими
понятиями
(слева,
справа, рядом, около). Формировать умения
детей воспринимать предмет целостно,
«достраивать» недостающие его части.
Закреплять навыки счета в пределах 5.
Содействовать
развитию
умения
Методические приемы
1. Игровое упражнение «Сколько машин и в каком
направлении едут?».
2. Задание «Нарисуй столько же кружков (квадратов, и т.д.),
сколько предметов ты увидел».
3. Задание «Повтори узор».
4. Отгадай математические загадки.
5. Практическое задание с цифрами и геометрическими
фигурами.
6. Задание «Расставь знакомые цифры по порядку».
1. Подвижная игра «Что изменилось?» (несколько детей
встают в круг, остальные закрывают глаза. Ведущие
меняются местами. Дети определяют, что изменилось.
Например «Оля стояла слева от Максима, а теперь справа от
него…»)
2. Работа с карточками (дети отвечают на вопросы «Сколько
мячей (пирамидок)?», «Что про них можно сказать?»,
«Найди отличие»)
3. Игровое упражнение «Учись замечать сходства и
обдумывать и планировать действия.
3.
Знаки: равенство,
неравенство
Закреплять
умение
детей
понимать
количественные отношения между числами
в пределах 10, называть «соседей» данного
числа. «Записывать» при помощи знаков
«больше», «меньше» и читать «записи».
Познакомить детей со знаками равенства,
неравенства.
Закрепить
временные
представления.
4.
Учимся отвечать на
вопросы
5.
Учимся быть
наблюдательными.
Формировать
умения
детей
ориентироваться
в
представленных
рисунках и отвечать на вопрос «сколько?».
Закрепить умение обозначать направление,
расстояние (ближе, дальше, впереди, сбоку,
слева,
справа).
Закрепить
умение
ориентироваться в пространстве отдельной
клетки. Развивать умение описывать
предмет по внешним свойствам (цвет,
форма, величина).
Совершенствовать
умение
детей
фиксировать внимание на начертании цифр,
быть внимательным, наблюдательным.
Развивать мелкую мускулатуру пальцев.
Закрепить представления о составе чисел в
пределах 10. Закрепить знания детей о
временах года.
различия».
4. Задание «Укрась коробки».
5. Задание «Расставь знакомые цифры по порядку (1,2,3,4 и
т.д.)
1. Работа с цифровыми карточками (дети раскладывают
цифры и ставят между ними соответствующие знаки,
читают «записи»).
2. Работа на фланелеграфе с геометрическими фигурами
(например, на фланелеграфе 5 желтых и 5 синих квадратов,
дети сравнивают количество предметов и ставят
соответствующий знак).
3. Игра «Назови соседей» (дети поочереди называют соседей
числа, выпавшего на верхней грани брошенного
воспитателем куба).
4. Игра «Назови скорей» (в игре с мячом дети называют дни
недели по заданию воспитателя, например «Назови день
недели после вторника»).
5. Игра «Назови пропущенное слово» (в игре с мячом дети
называют пропущенное слово в предложении, например
«Солнышко светит днем, а луна …»).
1. Игровое упражнение «Кто где сидит?»
2. Дидактическая игра «Чей это предмет?»
3. Выполнение заданий в тетрадях по ориентировке в
пространстве отдельной клетки.
4. Дидактическая игра «Узнай предмет». Ребенок описывает
предмет, который лежит на столе, не называя его. Дети
отгадывают название предмета.
5. Игровое упражнение «Учись замечать сходства и различия»
1. Практическое задание «Проведи дорожку от каждого
животного к своему домику» (дети проводят дорожку от
каждого животного к домику так, чтобы цифра на домике и
цифра животного были одинаковыми).
2. Задание «Вылепи цифры из пластилина».
3. Игра «Ручеек» (Ведущие образуют воротца с определенной
цифрой, по сигналу педагога дети встают парами так, чтобы
образовать вместе заданное число).
4. Логическое задание «Время года».
6.
7.
Учимся сравнивать.
2 занятия
Учимся сравнивать по
величине.
8.
Учимся сравнивать по
количеству.
9.
Учимся сравнивать по
количеству и форме.
10.
Учимся мыслить
логически.
Закрепить умение сравнивать рядом
стоящие числа в пределах 10 на основе
сравнения
конкретных
множеств.
Формировать умение сравнивать между
собой предметы по величине. Развивать
внимательность.
Формировать умение детей сравнивать
предметы по величине, использовать для их
обозначения соответствующие термины
(большой, маленький, равный по величине).
Закреплять
навык
употребления
порядковых числительных (первый, второй
и т.д.). Воспитывать познавательный
интерес к процессу обучения.
Формировать умения сравнивать между
собой предметы и отвечать на вопросы:
сколько всего? чего больше? на сколько
больше? Формировать умение выделять и
сопоставлять в предметах части и целое.
Способствовать
умению
ребенка
обосновывать свои суждения.
Развивать
умение
детей
сравнивать
геометрические фигуры между собой по
количеству углов и сторон. Упражнять
детей в ориентировке в пространстве.
Совершенствовать количественный счет в
пределах
10.
Развивать
память.
Воспитывать познавательный интерес к
процессу обучения в целом.
Способствовать развитию у ребенка
логического
мышления,
умения
анализировать, обобщать и делать
выводы. Закреплять умение детей
выделять
свойства
предметов,
различать примеры истинных и
3.
4.
5.
Игра по картинке «Что напутал художник?».
Игровое задание «Подбери колесо к машине».
Составление рассказов по картинкам на сравнение.
Логическая задача «Чьи следы».
Игровое упражнение «Расскажи о том, что видишь на
картинке».
Работа с числовыми карточками у доски.
Дидактическая игра «Матрешка». Задание: кто быстрее
раскроет (сложит) матрешку.
Игровое упражнение «Сравни по величине» (кроватки,
куклы).
Рисование «Гнезда для птичек».
Работа с раздаточным материалом «Разложи по величине».
Игровое упражнение «Сколько было, столько стало».
1.
2.
3.
4.
5.
Дидактическая игра «Насколько больше».
Задание «Нарисуй цветы на бабочках».
Упражнение детей в счете в пределах 10.
Игра «Покажи соседей числа».
Задание «Из каких чисел состоит число 8».
5.
1.
2.
3.
4.
5.
1.
2.
1. Работа с раздаточным материалом - геометрическими
фигурами (дети называют геометрические фигуры,
сравнивают их по количеству углов и сторон, находят
предметы в группе, похожие на них).
2. Игра «Помоги Незнайке добраться до дома».
3. Задание «Расскажи, что видишь».
4. Работа с раздаточным материалом (разложи цифры в клетки
в порядке возрастания).
5. Игровое задание «Найди геометрические фигуры и обведи
их».
1.
2.
3.
4.
5.
Задание «Каждой игрушке своя коробка».
Логическая задача «Чей это хвост?».
Отгадывание математических загадок.
Логическая задача «Найди ошибку художника».
Игра «Что
получилось?» (дорисовывание детьми
геометрической фигуры до какого-либо изображения).
ложных высказываний.
Совершенствовать
умения
сравнивать
предметы по величине, весу и количеству.
Закрепить знания состава числа 10, навыки
счета в пределах 10. Способствовать
умению ребенка обосновывать свои
суждения.
11.
Учимся быть
внимательными.
12.
Знаешь ли ты
геометрические
фигуры?
Закреплять знания детей о геометрических
фигурах (круг, квадрат, треугольник,
четырехугольник,
овал).
Формировать
умение
анализировать
предметы
и
изображения с точки зрения их формы.
Упражнять в счете в пределах 10.
13.
Учимся группировать
предметы.
14.
Второй десяток.
Формировать умение детей группировать
предметы, опираясь на их различные
свойства и признаки. Закрепить знание
состава числа 10. Способствовать умению
ребенка
строить
простейшие
умозаключения.
Закрепить знания детей о составе и
образовании каждого из чисел второго
десятка. Учить детей считать в пределах 20.
Закрепить названия геометрических фигур:
треугольник, квадрат, ромб, трапеция.
Стремиться к увеличению объема внимания
и памяти ребенка.
15.
Учимся считать до 20.
Совершенствовать умения считать до 20.
Продолжать
знакомить
детей
с
образованием и «записью» каждого из
чисел второго десятка. Учить называть
слова, противоположные по смыслу.
1. Игровое задание «Сравни предметы по величине, весу и
количеству».
2. Упражнение «Выложи цифры по порядку».
3. Придумывание детьми рассказа по картинке, используя
слова: «большой», «маленький», «длинный», и т.д.
4. Задание «Дорисуй недостающие предметы» (их количество
должно равняться цифре, написанной рядом).
5. Игра «Назови соседей числа» (воспитатель, бросая мяч,
называет число, ребенок называет его соседей).
1. Игра «Что
получилось?» (дорисовывание детьми
геометрической фигуры до какого-либо изображения).
2. Упражнение «Посчитай палочки и составь из них
геометрические фигуры».
3. Игровое задание «Найди геометрические фигуры и обведи
их».
4. Дидактическая игра «Домино».
1. Игровое упражнение «Будь внимательным».
2. Беседа с детьми по картинке «Что общего?».
3. Логическое задание «Раздели предметы на группы».
4. Задание на группировку предметов из разных по качеству
элементов (разного цвета, размера, формы, материала).
5. Задание «Расскажи, что видишь».
1. Задание «Разложи цифры по порядку с 1 до 10».
2. Рассказ воспитателя об истории происхождения второго
десятка с использованием наглядного материала.
3. Работа с цифрами под руководством воспитателя.
4. Игра «Кто знает – пусть дальше считает!» (воспитатель,
бросая мяч, называет число, ребенок ловит мяч и, бросая его
обратно, называет число на единицу больше в пределах 20).
5. Игра «Отвечай быстро» (воспитатель называет к.-л.
геометрическую фигуру, а ребенок, поймавший мяч,
называет предмет соответствующей формы).
1. Работа с цифровыми карточками и счетными палочками
(соотнести количество счетных палочек с числовым
обозначением в пределах 20).
2. Упражнение детей в счете в пределах 20.
3. Игра «Наоборот» (воспитатель, бросая мяч, произносит
Воспитывать познавательный интерес в
процессе обучения.
4.
5.
16.
Учимся решать
арифметические задачи
в пределах 10.
17.
Учимся решать
арифметические задачи
в пределах 20.
18.
Учимся
ориентироваться во
времени.
Совершенствовать умения детей составлять
и решать простые арифметические задачи
на сложение и вычитание в пределах 10 на
наглядном материале, записывать задачи,
пользуясь знаками «минус», «плюс»,
«равно».
Упражнять в счете по осязанию. Развивать
умение не только решать игровые задачи,
но и самостоятельно их формулировать.
Совершенствовать умения детей составлять
и решать задачи на сложение и вычитание
на числах в пределах 20. Развивать
внимание детей. Упражнять в ориентировке
на листе бумаги. Учить задавать вопросы,
используя слова: «слева», «справа»,
«между», «под», «за».
Закреплять
навыки
на
конкретных
примерах
устанавливать
последовательность различных событий:
что было раньше, что позже, определять,
какой день был вчера, какой сегодня, какой
будет завтра. Закреплять у детей навыки
счета.
Воспитывать
познавательный
интерес в процессе обучения.
1.
2.
3.
4.
5.
любое слово, ребенок говорит слово, противоположное по
смыслу).
Игра «Гаражи» (дети, выполняя роль машин с
определенным номером от 10 до 20, «ездят по улице»,
соблюдая ПДД, и по сигналу воспитателя занимают место в
своем гараже).
Задание «Заполни пустые клетки соответствующими
цифрами».
Задание «Составь рассказ (задачу) о книгах» на сложение.
Составление задачи по картинке на вычитание.
Упражнение в счете наощупь.
Дидактическая игра «Вставь вместо звездочек знаки».
Игровое задание «Сравни предметы по величине и
количеству».
1. Составление детьми задач с любыми числами и знаками
(дети рассказывают свои задачи друг другу и проверяют
правильность решения).
2. Составление детьми задач по картинкам.
3. Игра «Повторяй за мной» (дети за воспитателем повторяют
его движения: поднимают левую (правую) руку,
поворачиваются налево (направо), наклоняются, топают ногой
и т.д.)
4. Упражнение по карточкам с использованием слов: «слева»,
«справа», «между» и т.д.
1. Беседа с детьми о днях недели.
2. Игровое задание «Помоги Незнайке расставить дни недели
по порядку».
3. Игра «Когда это бывает?»
4. Задание «Цифры и точки».
5. Отгадывание загадок.
Раздел Подготовка руки к письму.
Тема занятия
Цель занятия
1.
Ориентирование на
плоскости.
Выработка правильной осанки,
наклонного расположения тетради на
парте и умение держать карандаш и
ручку при письме и рисовании.
Овладение строчкой.
2.
Обведение по контуру.
3.
Штриховка слева
направо.
4.
Рисование и
раскрашивание.
5.
Правила штриховки.
Методические приемы
1.Знакомство с детьми, знакомство детей друг с другом.
2.Игра «Кто за кем?».
3.Ориентирование на плоскости (наверху, внизу, слева, справа,
перед, за, между, рядом).
4.Составление различных композиций из геометрических
фигур.
5.Составление из кружков разной величины снеговика,
раскрашивание его
голубым карандашом.
Подготовительные упражнения для
1.Ориентирование на плоскости.
развития глазомера, кисти руки и
2.Обведение по контуру знакомых фигур.
мелких мышц пальцев: обводка и
3.Деление фигур на одинаковые отрезки.
штриховка контуров, соединение линий
4.Игра с пальчиками.
и фигур, рисование и раскрашивание
5.Ознакомление с правилами штриховки.
узоров и бордюров непрерывным
6.Раскрашивание (или штриховка) контурных изображений
движением руки.
овальных шаров.
7.Рисование дождя.
Подготовить мелкую мускулатуру рук
1.Подготовительное упражнение.
к письму и научить основным
2.Штриховка слева направо.
элементам письма
3.Рисование на арбузах черных полосок.
4.Игра с пальчиками.
5.Раскрашивание арбузов зеленым карандашом.
6.Обведение и раскрашивание контурных изображений
больших бусин – красным, средних – желтым, а маленьких –
зеленым карандашом.
7.Штриховка сверху вниз. Обведение по контуру вишенки
красным карандашом. Штриховка вишенки.
8.Физкультминутка.
9.Рисование на зонтике разноцветных горошин.
10.Штриховка волнистыми линиями.
Формирование умения выполнять
1.Повторение пройденного.
штриховку и росчерки; выполнять
2.Раскрашивание рыбок.
различные элементы письма;
3.Рисование полосок на мяче.
Знать цветовую гамму
4.Штриховка петлями.
Обведение линий простым карандашом.
Развитие моторики и координации руки 1.Правила штриховки (закрепление).
2.Штриховка петлями и полуовалами.
6.
Штриховка. Письмо
спиралью.
7.
Ориентирование в
пространстве.
8.
Штриховка в разных
направлениях.
9.
Ознакомление с
рабочей строкой в
тетради.
10. Штриховка
геометрических фигур
в разных
направлениях.
11. Письмо наклонных
линий с закруглением
внизу.
3.Рисование полосок на панцире черепахи.
4.Обведение линий слева направо простым карандашом.
Развитие зрительного восприятия,
1.Повторение пройденного. Правила штриховки.
внимания, памяти
2.Штриховка слева направо и сверху вниз контурных
изображений овощей.
Загадки об овощах.
3.Штриховка крючками.
4.Штриховка белочки коричневым карандашом (сверху вниз).
5.Письмо спиралью.
Формирование умения ориентироваться
1.Ориентировка в пространстве – движение в заданном
на плоскости, обводить по контуру,
направлении (вперед, назад, вверх – вниз, направо – налево).
штриховать.
2.Штриховка в разных направлениях.
3.Игра с пальчиками.
4.Штриховка петлями.
5.Рисование разноцветных квадратиков на салфетке.
Развитие творческого воображения
1.Игра «Где мое место?» (Построение в ряд в соответствии с
порядковыми номерами.)
2.Штриховка в разных направлениях.
3.Рисование треугольников на платочке.
4.Обведение фигур в калейдоскопе.
5.Раскрашивание светофора.
Письмо элементов букв: прямой
1.Игра «Назови соседей».
наклонной короткой палочки, прямой
2.Штриховка контурных изображений правой и левой
наклонной длинной палочки, палочки с перчаток (слева направо).
закруглением внизу, длинной палочки с
3.Рисование треугольников на крокодиле.
петлей, палочки с закруглением вверху
4.Раскраска звездочек.
и внизу, полуовала и овала.
5.Работа в тетрадях. Ознакомление с рабочей строкой.
6.Правила посадки при письме.
7.Верхняя и нижняя линии рабочей строки.
8.Письмо короткой наклонной палочки.
Развитие умения
1.Штриховка геометрических фигур в разных направлениях.
штриховать фигуры в различных
2.Письмо коротких и длинных наклонных линий.
направлениях; ориентироваться в
рабочей полосе
развитие мелкой моторики руки,
отработка дифференциации правых и
левых частей тела, формирование
1.Штриховка колокольчиков в разных направлениях.
2.Дорисовка ручек у зонтиков.
3.Письмо наклонных линий с закруглением внизу.
ориентации в окружающем мире.
12. Правила красивого
письма.
13. Рисование штрихом.
ориентироваться на листе; писать в
рабочей полосе; видеть различные по
форме фигуры (треугольник, квадрат,
прямоугольник, круг).
Подготовка к письму элементов букв.
Отработка начальных графических
навыков и правильной постановки
руки.
1.Штриховка в разных направлениях.
2.Правила красивого письма.
3.Письмо короткой наклонной линии с закруглением вверху.
1.Нанизывание пуговиц и бусинок на нитку. Игра «Кто
быстрее?»
2.Рисование штрихом. Знакомство с линиями – короткими и
длинными, наклонными и ровными, чуть заметными и яркими,
волнообразными и двигающимися по кругу, пересекающимися и
с наплывом одна на другую.
3.Письмо короткой наклонной линии с закруглением вверху и
внизу.
1.Рисование штрихом. Штрих, идущий от центра круга.
2.Штриховка цыпленка.
3.Письмо элементов строчных и заглавных букв.
14. Рисование штрихом.
Подготовка к письму элементов букв.
Отработка начальных графических
навыков и правильной постановки
руки.
15. Игра – загадка
Выделять и писать элементы печатных
и письменных букв, писать печатные
буквы в тетрадях в узкую линейку;
формировать простейшие навыки
анализа слов
Стимулировать развитие мелкой
моторики рук, развитие
интеллектуальных способностей.
1.Игра – загадка «Чьи глаза? Чьи уши? Чей нос? Чей хвост?
Чьи лапы?»
2.Рисование штрихом зайчонка, медвежонка.
3.Письмо длинной наклонной палочки с петлей вверху.
Воспроизведение речевых,
музыкальных и других различных
звуков.
1.Рисование штрихом.
2.Игра с пальчиками.
16. Рисование штрихом
зверей.
17. Игра с пальчиками.
1.Рисование штрихом белочки.
2.Письмо длинной наклонной палочки с петлей внизу.
Дорисовка гусениц (прямыми наклонными линиями с
закруглениями).
18. Письмо печатных
букв.
Подготовка к письму элементов букв.
1.Штриховка в разных направлениях.
Отработка начальных графических
2.Письмо печатных букв.
навыков и правильной постановки
руки.
Рекомендуемая литература
1. Ковалев В.И. Развивающие игры для дошкольников и младших школьников. – М., 1998.
2. Козырева Н.А. Умнеем – играючи: Развивающие игры по сюжетам сказок для детей от 3 до 7 лет. – СПб., 2000.
3. Колесникова Е.В. Развитие математического мышления у детей 5-7 лет. – М., 1996.
4. Колесникова Е.В. Развитие звуко-буквенного анализа у детей 5-6 лет. Сценарии 32 учебно-игровых занятий. – М., 2000.
5. Математика – это интересно: Пособие для занятий с детьми 5-6 лет / Сост. И.Н.Чеплашкина, Н.Н.Крутова / под ред. З.А.Михайловой.
– СПб., 1999.
6. Михайлова З.А. Игровые задачи для дошкольников. – СПб., 1996.
7. Новикова В.П. Математика в детском саду. Подготовительная группа. – М., 2003.
8. Ушакова О.С., Струнина Е.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста. – М., 2004.