1
Содержание программы
I Целевой раздел
1. Пояснительная записка 3
1.1 Введение 3
1.2 Актуальность программы 4
1.3 Принципы и подходы к формированию программы 4
1.4 Информационная карта программы кружка «Говорушки» 5
1.5 Цели и задачи деятельности образовательного учреждения по реализации
образовательной программы кружка по речевому развитию «Говорушки» 5
1.6 Образовательная область «Речевое развитие», сформулированная в ФГОС
дошкольного образования 6
1.7 Ожидаемые результаты деятельности кружка «Говорушки» 7
II Содержательный раздел 7
2. Содержание и формы работы по реализации образовательной области «Речевое
развитие» с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников,
специфики их образовательных интересов 8
2.1 Пути и методы реализации программы кружка «Говорушки» 8
2.2 Перспективное планирование работы с воспитанниками 8
III Организационный раздел 9
3.1 Учебный план кружка во 2 младшей группе 9
3.2 Организация развивающей предметно-пространственной среды 10
3.3 Использованная литература 10
Приложения 1. Список воспитанников 2 младшей группы на 2024-2025 учебный год 11
2. Потешки, пальчиковые игры, двигательные упражнения
12
I. Целевой раздел
1. Пояснительная записка
Все движения организма и речевая деятельность имеют единые механизмы, поэтому
развитие тонкой моторики рук положительно сказывается на развитии речи ребенка.
2
В фольклоре существует масса потешек, в которых сочетаются речь и движения ладошек.
Видимо, уже в древности была подмечена взаимосвязь этих процессов. У детей часто
наблюдается недостаточность двигательной сферы, в том числе недостаточная
координация мелкой моторики. Ребенку в этом возрасте необходимы гимнастика рук и
пальчиковые игры, они в сопровождении стихов разовьют речь и умение слушать.
Дошкольник научится понимать смысл услышанного и улавливать ритм речи. Развитие
движений пальцев подготовит почву для последующего формирования познавательной
сферы ребенка. Пальчиковые игры - новое направление в дошкольном воспитании. Цель
пальчиковых игр - развитие мелкой и общей моторики дошкольников. Движение пальцев
и кистей рук имеет особое стимулирующее воздействие. Восточные медики установили,
что массаж большого пальца повышает функциональную активность головного мозга.
Пальчиковые игры или гимнастика не только положительно воздействует на речевые
функции, но и на здоровье ребенка. Физиологией установлено, что уровень развития речи
зависит от степени сформированности мелкой моторики. Если движения развиты, то и
речь будет в норме. В работе используется основной принцип дидактики: от простого к
сложному, подбора занятий, их интенсивность, количественный и качественный состав
(то есть количество упражнений, игр и степень их сложности), варьируется в зависимости
от индивидуальных особенностей детей. Движения конкретизирует образ, а слово
помогает более четко и выразительно выполнять движения. При этом ребенок постигает
не только общее значение слова, но и глубокий смысл выражения благодаря образности
движений и восприятию их на эмоциональном уровне. Текст упражнений - это
рифмованные подсказки к заданным движениям. Благоприятное воздействие на развитие
движений всей кисти и пальцев рук оказывают игры с предметами; мозаика, пирамидки,
застегивание пуговиц, кнопок, закрепление на липучках, игры с карандашами и крупой,
«пальчиковый» бассейн.
1.1 Введение
Возраст от 3 до 4 лет имеет особое значение для речевого развития ребенка. Главная
задача педагога в области развития речи детей младшего дошкольного возраста - помочь
им в освоении разговорной речи, овладеть родным языком. Важнейшими источниками
развития выразительности детской речи являются произведения устного народного
творчества, в том числе малые фольклорные формы (потешки, колыбельные песни,
считалки, сказки, загадки) и пальчиковые игры. Воспитательное, познавательное и
эстетическое значение фольклора огромно, так как оно расширяет знания ребенка об
окружающей действительности, развивает умения тонко чувствовать художественную
форму, мелодику и ритм родного языка. Развитие мелкой моторики кистей и пальцев рук
у детей важно для общего развития ребёнка, так как ему понадобятся точные
координированные движения, чтобы писать, одеваться, а также выполнять различные
бытовые и прочие движения. Следовательно, движения руки всегда тесно связаны с речью
и способствуют её развитию. Тренировка пальцев рук влияет на созревании речевой
функции. Иначе говоря, если у малыша ловкие, подвижные пальчики, то и говорить он
научится без особого труда, речь будет развиваться правильно. Игры с пальчиками - это
не только стимул для развития речи и мелкой моторики, но и один из вариантов
радостного общения. Недаром из поколения в поколение передаются забавные народные
потешки, сказки, пальчиковые игры, игры «Расскажи стихи руками», пальчиковый театр.
3
Исходя из этого, я выбрала тему: «Использование народного творчества в развитии речи
детей младшего дошкольного возраста» под названием «Говорушки».
1.2 Актуальность программы
Речь - неотъемлемая часть социального бытия людей, необходимое условие
существования человеческого общества. Речь является с одной стороны орудием для
выражения наших представлений, мыслей, познаний, а с другой - средством к их
обогащению и расширению. Владеть, по возможности, в совершенстве всеми видами и
проявлениями речи - значит владеть могущественнейшим орудием умственного развития
человека, а стало быть, и культуры человечества. Ничто не отражается так отрицательно
на общем развитии, как отсталость языка. Дошкольный возраст — это период активного
усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи —
фонетической, лексической, грамматической. В этом возрасте расширяется круг общения
детей. Становясь более самостоятельными, дети выходят за рамки узкосемейных связей и
начинают общаться с более широким кругом людей, особенно со сверстниками.
Расширение круга общения требует от ребенка полноценного овладения средствами
общения, основным из которых является речь. В процессе разнопланового общения
ребенок познает окружающий его природный, предметный, социальный мир в его
целостности и многообразии, формирует и раскрывает свой собственный внутренний мир,
своё «Я», постигает духовные и материальные ценности общества, знакомится с его
культурными нормами и традициями, обретает круг значимых других людей, выступая
при этом активным субъектом взаимодействия. Ребёнок с хорошо развитой речью легко
вступает в общение с окружающим его миром. Он может понятно выразить свои мысли,
желания, посоветоваться со сверстниками, родителями, педагогами. Неясная речь ребёнка
затрудняет его общение и накладывает на характер ребёнка много комплексов, которые
будут нуждаться во внимании специалистов, таких как логопед, дефектолог, психолог и
других. У ребёнка с не развитой речью падает любознательность, чем особенно
характерен дошкольный возраст. Общение выступает тем инструментом культуры,
который приспособлен для развития и становления сознания личности, её
мировосприятия, для воспитания гуманного отношения к окружающему его природному,
предметному и социальному миру. Полноценное владение родным языком в дошкольном
детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и
нравственного воспитания детей. Чем раньше будет начато обучение родному языку, тем
свободнее ребенок будет им пользоваться в дальнейшем.
1.3 Принципы и подходы к формированию программы студии «Говорушки»
Рабочая программа кружка «Говорушки» для второй младшей группы сформирована в
соответствии с принципами и подходами, определёнными Федеральными
государственными образовательными стандартами: - полноценное проживание ребёнком
всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста), обогащения
(амплификации) детского развития; - индивидуализацию дошкольного образования (в том
числе одарённых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья); - содействие
и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником
(субъектом) образовательных отношений; - поддержку инициативы детей в различных
видах деятельности; партнерство с семьей; - приобщение детей к социокультурным
4
нормам, традициям семьи, общества и государства; - формирование познавательных
интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности; возрастную адекватность (соответствия условий, требований, методов возрасту и
особенностям развития); - учёт этнокультурной ситуации развития детей. - обеспечение
преемственности дошкольного общего и начального общего образования.
Принципы, сформулированные на основе особенностей Примерной общеобразовательной
программы дошкольного образования «От рождения до школы» в соответствии с ФГОС:
- соответствует принципу развивающего образования, целью которого является развитие
ребенка;
- сочетает принципы научной обоснованности и практической применимости;
- соответствует критериям полноты, необходимости и достаточности (позволяя решать
поставленные цели и задачи при использовании разумного «минимума» материала);
- обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач
процесса образования детей дошкольного возраста, в ходе реализации которых
формируются такие качества, которые являются ключевыми в развитии дошкольников.
1.4 Информационная карта программы кружка «ГОВОРУШКИ»
Тип: образовательная
Уровень: развивающий
Форма проведения занятий: групповая
Интеграция образовательных областей:
1.Речевое развитие
2.Социально - коммуникативное развитие
3.Познавательное развитие
4.Художественно - эстетическое развитие
5.Физическое развитие.
1.5. Цели и задачи деятельности образовательного учреждения по реализации
образовательной программы кружка по речевому развитию «ГОВОРУШКИ»
Цель: Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством устного
народного творчества с использованием пальчиковой и двигательгой гимнастики.
Задачи:
Обучающие:
- Знакомить детей с устным народным творчеством, русским фольклором.
-Формировать умение выразительно читать стихи, потешки.
- Обогащать, активизировать речь детей.
- Развивать умение обсуждать содержание потешки, текста пальчиковой игры.
- Побуждать к активности в выборе роли, к вхождению в роль.
- Закреплять умение согласовывать движение рук с текстом потешки.
- Развивать умение подражать движениям взрослых.
5
- Формировать социальные навыки (навыки совместных групповых действий, желание
сотрудничать и взаимодействовать с детьми и взрослыми).
- Повышать эмоционально-положительный фон, создавая благоприятные условия для
речевого развития;
Развивающие:
- развивать речь, коммуникативные качества;
- воображение, фантазию;
- память;
- мелкую, артикуляционную моторику.
Воспитательные:
- воспитывать эмоциональную отзывчивость детей;
- любовь к художественным произведениям;
- доброжелательные отношения друг к другу.
1.6. Образовательная область «Речевое развитие», сформулированная в ФГОС
дошкольного образования
Задачи образовательной деятельности:
- Воспитывать у детей интерес к общению с взрослыми и сверстниками;
- Обучать детей вступать в контакт с окружающими, выражать свои мысли, чувства,
впечатления, используя речевые средства и элементарные этикетные формулы общения;
- Развивать желание детей активно включаться в речевое взаимодействие, направленное
на развитие умения понимать обращенную речь с опорой и без опоры на наглядность.
- Обогащать и активизировать словарь детей за счет слов-названий предметов, объектов,
их действий или действий с ними, некоторых ярко выраженных частей, свойств предмета
(цвет, форма, размер, характер поверхности).
Содержание образовательной деятельности Связная речь.
Понимание обращенной речи, сначала с опорой на наглядность, а постепенно и без нее.
Реагирование на обращение, используя доступные речевые средства, ответы, на вопросы
воспитателя, используя фразовую речь или форму простого предложения. Отнесение к
себе речи взрослого, обращенной к группе детей, понимать ее содержания. Инициативная
связная разговорная речь как средство общения и познания окружающего мира. Переход
ребенка от однословной, фразовой речи к использованию в речи предложений разных
типов, отражающих связи и зависимости объектов. В словарь входят: названия предметов
и действий с предметами, некоторых особенностей предметов; названия некоторых
трудовых действий и собственных действий; имена близких людей, имена детей группы;
обозначения личностных качеств, особенностей внешности окружающих ребенка
взрослых и сверстников.
Грамматическая правильность речи.
6
Освоение большинства основных грамматических категорий: окончаний слов;
уменьшительно-ласкательных суффиксов; явление словотворчества. Проявление
способности выражать свои мысли посредством трехчетырехсловных предложений.
Самостоятельная речь детей.
Звуковая культура речи.
Развитие звуковой культуры речи включает в себя три основных раздела:
В звукопроизношении для детей характерна общая смягченность речи. В двухлетнем
возрасте такое несовершенство произношения еще не требует специальной коррекции.
Для его успешного преодоления и предупреждения возможного нарушения
звукопроизношения требуется активная профилактическая работа по укреплению мышц
органов артикуляционного аппарата: губ, щек, языка. В словопроизношении ребенок
пытается произнести все слова, которые необходимы для выражения его мысли. В
использовании разных по сложности слов наблюдается устойчивое воспроизведение
ритма слова. Преодоление явления пропуска слогов в словах по образцу взрослого.
Выразительность речи через сопровождение жестами, мимикой, пантомимикой
(движениями). Выражение своего отношения к предмету разговора при помощи
разнообразных вербальных средств. Проявление эмоциональной непроизвольной
выразительности речи ребенка.
1.7. Ожидаемые результаты деятельности кружка «Говорушки».
Дополнительная образовательная работа по развитию речи позволит занять детей в
свободное от организованной образовательной деятельности время, раскрепостить детей,
снять «установку» на образовательную деятельность, способствовать развитию фантазии,
воображения, памяти детей, научить их передавать различные эмоциональные состояния.
Повышение уровня словарного запаса, речевых навыков детей, а также уровня
сформированности базовых психических процессов; овладение разнообразными речевыми
умениями, средствами языковой выразительности. Повышение уровня сформированности
умений и навыков звукового и слогового анализа слова. Повышение уровня развития
артикуляционной, общей и мелкой моторики рук.
II. Содержательный раздел
2. Содержание и формы работы по реализации образовательной области «Речевое
развитие» с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников,
специфики их образовательных интересов. Содержание программы определяется в
соответствии с направлениями развития ребенка, соответствует основным положениям
возрастной психологии и дошкольной педагогики и обеспечивает единство
воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач.
Формы:
1. Художественное слово;
2. Пальчиковая гимнастика;
3. Артикуляционная гимнастика;
4. Речевые игры;
7
5. Подвижные игры.
2.1. Пути и методы реализации программы студии «Говорушки».
1. Правильный образец педагога.
2. Показ картинок, стихов, сказок, загадок руками.
3. Артикуляционная гимнастика в сочетании с упражнениями для рук.
4. Правильный подбор мебели, освещения.
5. Гимнастика для глаз.
6. Динамические паузы (чередование нагрузки и отдыха).
7. Смена деятельности на занятии, соблюдение регламента.
Методы:
1. Словесный (беседа, разучивание потешек, стихов, загадок, русских народных песен,
тексты пальчиковых игр);
2. Наглядный - показ действий.
3.Действия руками ребёнка.
4. Самостоятельные действия ребёнка.
Содержание деятельности
Сентябрь
1 Педагогический анализ речевого развития детей
2 Потешка «Здравствуйте»
3- 4Стихотворение «Осень в гости кнам пришла»
Работа по мнемотаблице.
Октябрь
1
Пальчиковая игра «Осенние листья»
2
Стихотворение «Осень, осень к нам пришла»
3
Пальчиковая игра «Перелётные птицы»
4
Потешка «Тили-бом! Тилибом!»
Ноябрь
1
Потешка «Зайка серенький сидит»
2
Русская народная сказка «Колобок» (кукольный театр)
3
Пальчиковая игра «Засолка капусты»
4
Потешка «Сидит белка на тележке»
Декабрь
1
Пальчиковая игра «Котик»
2
Потешка «Как на горке снег»
3
Знакомство с русскими народными загадками о домашних животных.
4
Украинская народная сказка «Рукавичка» (инсценировка)
5
Пальчиковая игра «Новый год» (мнемотаблица)
8
Январь
1
Потешка Ты, мороз, мороз, мороз»
2
Пальчиковая игра «Варежка»
3
Пальчиковая игра «Ладушки»
Февраль
1 Потешка «Снежинки»
3
Загадывание загадок о зиме
4
Русская народная сказка «Репка» (драматизация)
5
Пальчиковая игра «Этот пальчик хочет спать»
Март
1 Считалка «Зайчик»
2 Потешка «Мыши»
3Русская народная сказка «Заюшкина избушка» (инсценировка)
4 Пальчиковая игра «Моя семья», потешка «Солнышко»
Апрель
1 Потешка «Пекла кошка пирожки»
2 Русская народная сказка «Курочка Ряба» (кукольный театр)
3 Пальчиковая игра «Дом»
4 Пальчиковая игра «Сказки»
Май
1Песенка «Жили у бабуси»
2
Русская народная сказка «Гуси-лебеди» (рассказывание с использованием
иллюстраций, мнемотаблицы)
3
Пальчиковая игра «Дружба»
4
Педагогический анализ речевого развития детей
III Организационный раздел
3.1. Учебный план кружка во 2 младшей группе
Возраст: Вторая младшая группа
Продолжительность занятий: 10 - 15 мин
Количество занятий в неделю: 1 раз в неделю
Количество занятий в месяц: 4-5
Количество занятий в год: 36
3.2. Организация развивающей предметно-пространственной среды. Требования к
развивающей предметно-пространственной среде:
1. Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает максимальную
реализацию образовательного потенциала пространства ДОУ, группы, а также
9
территории, прилегающей к ДОУ, материалов, оборудования и инвентаря для развития
детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа,
охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков их
развития.
2. Обеспечивает возможность общения и совместной деятельности детей (в том числе
детей разного возраста) и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности
для уединения.
3. Обеспечивает реализацию различных образовательных программ; учет национально культурных, климатических условий, в которых осуществляется образовательная
деятельность; учет возрастных особенностей детей.
4. Содержательнонасыщенная, трансформируемая, полифункциональная, вариативная,
доступная и безопасная.
3.3. Использованная литература
1. Ушакова О.С., Струнина Е.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста:
Пособие для педагогов дошкольных учреждений. - М., 2004.
2. Красненкова С.В. Пальчиковые игры. Авторское пособие для воспитателей.- г.Липецк
2012г.
3. Шмелева. Пальчиковые игры. Пособие по развитию мелкой моторики и речи у детей
дошкольного возраста. -М.: Ювента, 2013г.
4. Бардышева Т.Ю. Учебное пособие. Вышли пальчики гулять. М.: Карапуз, 2013г.
5. Калинина Т.В. Пальчиковые игры и упражнения для детей Издательство: Учитель М.:
2015г.
6. «Методика развития речи детей»- Е.И. Тихеева, Ф.А. Сохина, А.М. Бородич;
7. « Воспитание правильной речи»- В. Рождественская, Е. Радина;
8. «Словесные игры в детском саду» - А.К. Бондаренко;
9. Сборник потешек «Прилетели гули» - составитель К.М. Скопцов;
10. Сборник русских народных песен «Колокольчик нам поет» - составитель Н. Френкель,
В. Карасева;
11. «Учите детей отгадывать загадки» - Ю.Г. Илларионова
12. «Пальчиковые и жестовые игры в стихах для дошкольников» Е.А.Савельева.
10
11