Пояснительная записка
Всем известно, что правильная речь – одно из важнейших условий
успешного развития личности. Чем более развита у ребенка речь, тем шире его
возможности познания окружающего мира, полноценнее взаимодействие со
сверстниками и взрослыми, совершеннее его умственное и психофизическое развитие,
так как речь занимает центральное место в процессе психического развития ребенка и
внутренне связана с развитием мышления и сознания в целом. Поэтому очень важно
заботиться о своевременном формировании речи детей, ее чистоте и правильности,
предупреждая и исправляя различные нарушения.
Актуальность данной программы состоит в том, что она помогает
гармоничному развитию личности ребенка, развитию его мышления и интеллекта;
подготавливает ребенка к школьному обучению, решает проблемы коммуникативного
характера при общении со сверстниками.
Новизна программы заключается в построении занятий в игровой форме, с
использованием различных методик по развитию речи, комплекса упражнений,
направленных на развития лексико-грамматического строя речи, формирование
навыка построения связного высказывания при помощи использования
нетрадиционных методов и способов развития речи.
Возраст детей:
Программа кружка рассчитана на детей 5-6 лет (старшая группа).
Цель программы: Развитие связной речи у детей 5 – 6 лет в процессе игровой
деятельности.
Задачи:
– обучать навыкам эффективной коммуникации;
– пополнять словарный запас ребенка;
– формировать лексико-грамматический строй речи;
– формировать навык построения связного высказывания;
– формировать познавательную активность детей;
– развивать навыки общения;
– развивать творческое воображение, фантазию в речевых высказываниях;
– воспитывать интерес к художественному слову;
– воспитывать внимательное отношение друг к другу и умение выслушать
собеседника до конца, не перебивая.
Режим занятий:
Занятия проводятся 1 раз в неделю, 4 раза в месяц, продолжительность кружка - 2530 минут.
При реализации данной программы рекомендуется использовать следующие
формы работы:
Теоретические занятия: беседы.
Практические занятия: групповые и индивидуальные игры и упражнения,
направленные на развитие речи.
Таким образом, перечисленные выше задачи будут решаться комплексно.
Программа разбита на блоки:
1. Теоретическая часть (беседы, сообщения): времена года (осень, зима, весна,
лето, лес, продукты питания, мое село, профессии, школа, транспорт).
2. Практическая часть (групповые и индивидуальные игры и упражнения
по развитию речи, пальчиковая гимнастика, артикуляционная гимнастика и
дыхательные упражнения, логоритмические упражнения).
3. Подведение итогов (проведение итогового мониторинга, тестирования
уровня развития основных речевых знаний и умений).
Критерий эффективности – реализация поставленных задач.
Одно из главных условий успеха речевого развития детей – это индивидуальный
подход к каждому ребенку. Важен и принцип обучения и воспитания в коллективе.
Он предполагает сочетание коллективных, групповых, индивидуальных форм
организации на занятиях.
Предполагаемые результаты:
• повышение уровня познавательной активности детей, формирование умения
самостоятельно планировать практические и мыслительные действия;
• обогащение номинативного, предикативного и качественного
словаря детей грамматическими категориями;
• умение самостоятельно строить связное высказывание;
• воспитывать культуру речевого общения как часть речевого этикета.
Данная программа рассчитана на один год обучения детей 5 – 6-летнего возраста.
К концу курса занятий дети должны уметь:
- участвовать в коллективном разговоре: задавать вопросы и отвечать на них;
- различать понятия: звук, буква, слог, предложение, текст;
- пересказывать и драматизировать небольшие литературные произведения;
- осознанно составлять рассказ по серии картинок;
- рассказывать сказки, загадывать загадки, выразительно в собственной манере
прочесть стихотворение;
- составлять описательный, повествовательный рассказ, рассказ-суждение.
К концу курса дети должны знать:
- структурную организацию текста;
- основные средства связи между смысловыми частями высказывания;
- основные понятия программы.
Материально-техническая база.
Учебно-методические комплекты.
Дидактические материалы.
Наглядные материалы на бумажных носителях (картины, плакаты, папки по
всем темам) и электронных носителях (иллюстрации, презентации).
Уровень речевого развития дошкольников выявляется в начале и в конце учебного
года по следующим разделам:
1. Словарь и грамматика.
2. Звуковая культура речи
3. Связная речь:
- Содержательность (в повествовании — умение придумать интересный сюжет,
развернуть его в логической последовательности; в описании — раскрытие
микротем, признаков и действий).
- Композиция высказывания: наличие трех структурных частей (начала, середины,
конца), выстраивание сюжета в логической последовательности.
- Грамматическая правильность построения простых и сложных
предложений, правильное согласование слов в словосочетаниях и предложениях.
- Разнообразные способы связей между предложениями.
- Разнообразие лексических средств (использование разных частей речи,
образных слов — определений, сравнений, синонимов, антонимов).
- Звуковое оформление высказывания (плавность, интонационная выразительность,
изложение в умеренном темпе)
Обследование проводится индивидуально с каждым ребёнком (беседа не должна
превышать 15 минут). Задания надо давать в интересной, интонационно
выразительной форме.Правильные ответы должны
вызывать
одобрение,
поддержку; в случае затруднения не стоит показывать ребенку, что он не
справился, а просто следует дать самому ответ (например, ребенок не смог назвать
обобщающего слова, и взрослый сам говорит: «Это можно назвать словом одежда»),
но в протоколе отметить невыполнение. Задания лучше всего предлагать детям при
рассматривании хорошо знакомых игрушек или предметов, а если берутся
изолированные слова (без наглядности), их значение должно быть детям известно.
Для старших дошкольников задания могут предлагаться и без наглядных средств, но
на знакомых словах. Здесь большое значение приобретает
точная
формулировка
вопросов,
особенно
это важнопри
выполнении речевых заданий на выявление: умения подбора синонимов и антонимов к
именам прилагательным и глаголам; способности к точному (в смысловом отношении)
употреблению слов; навыков выполнения различных творческих заданий (речевых
ситуаций); навыков составления разных типов высказываний. Вопросы идут в
логической последовательности, этим вызвана неполнота формулировки. Оценка по
всем заданиям дается в количественном выражении (по баллам). При условности
количественных оценок за высказывания разной полноты и правильности оценки
помогают выявить уровни речевого развития:
I — высокий уровень,
II — средний уровень,
III — низкий уровень.
3 балла ставится за точный и правильный ответ, данный ребенком самостоятельно.
2 балла получает ребенок, допустивший незначительную неточность, отвечающий по
наводящим вопросам и уточнениям взрослого.
1 балл ставится ребенку, если он не соотносит ответы с вопросами взрослого, повторяет
за ним слова, демонстрирует непонимание задания.
Примерные (возможные) ответы детей даются после каждого задания в такой
последовательности: правильный ответ; частично правильный; неточный ответ. В
конце проверки производится подсчет баллов. Если большинство ответов (свыше 2/3)
получило оценку 3, это высокий уровень. Если больше половины ответов с оценкой 2,
это средний уровень, а с оценкой 1 — низкий уровень. Оценку выполнения всех
заданий воспитатель дает, подсчитав общее количество баллов. (Ход обследования
смотреть в приложении № 1). Результаты обследования заносятся в таблицу:
Ф. И.
ребенка
Словарь и
грамматика
Начало Конец
года
года
Звуковая
культура
речи
Начало
Конец
года
года
Связная речь
Начало
года
Конец
года
Уровни
речевого
развития
Начало Конец
года
года
На основе полученных данных делаются выводы, выявляются слабые и сильные
стороны, разрабатываются технологии достижения ожидаемого результата, формы и
способы устранения недостатков речевого развития.
Учебно-тематический план кружка «Речевичок» для детей старшего
дошкольного возраста
п
Тематика
1.
Диагностика
Цели
Выявление уровня знаний и умений детей.
2. Рассказывание Учить составлять рассказ по плану воспитателя, передавая
впечатления о лете. Побуждать связно и последовательно
из личного
излагать события.
опыта по теме:
«Летний
отдых»
3. «На прогулку с Способствовать развитию: речевой активности у детей;
Весёлым
артикуляционного аппарата; общей и мелкой моторики
Язычком»
рук. Вызвать желание детей участвовать в совместной
деятельности, сочетая движения
с речью. Поощрять проявление творческой инициативы и
воображения.
4. Ознакомление с Дать представление последовательности слов в речи; ввести
предложением термин «предложение»; учить составлять и распространять
предложение, закреплять умение называть слова в
предложении последовательно и вразбивку; учить
подбирать слова, сходные по звучанию, в заданном
воспитателем ритме;
учить произносить чистоговорки с разной силой голоса.
5.
Рассказывание
по картинке
Активизировать употребление в речи детей
сложноподчиненных предложений.
Упражнять детей в согласовании имен прилагательных с
именами существительными в роде и числе; учить
6.
7.
подбирать однокоренные слова и определения к заданным
словам.
Составление
Формировать навыки связной речи; учить использовать в
речи сложноподчиненные предложения; называть
рассказа по
скороговоркам предметы, игрушки, подбирать слова, близкие по смыслу;
уточнить и закрепить правильное произношение звуков,
учить дифференцировать эти звуки на слух и в
собственной речи.
Составление
предложений
о животных
и их
детёнышах
8.
9.
10.
Составление
сюжетного
рассказа по
ролям
«Составление
рассказа из
серии
сюжетных
картин на тему
«Осень».
11. Составление
рассказа по теме
на выбор:
«Домашнее
животное»
(«Моя семья»,
12.
«Моя мечта»
или по теме,
Учить рассказывать связно, не отступая от заданной темы;
упражнять в образовании детенышей животных в
именительном и родительном падежах множественного
числа;
закрепить представление о том, что не все детеныши
имеют специальное название; активизировать в речи
сложноподчиненные предложения; учить четко
произносить чисто- и скороговорки со звуками ш и ж.
Учить самостоятельно, задавать вопросы и отвечать
на них.
Активизировать в речи слова, обозначающие
качества и действия предметов, учить подбирать
точные сравнения. Учить понимать и активно
использовать в речи интонацию удивления, радости,
вопроса, вслушиваться в звучание слов, выделять в
словах заданный звук.
Развивать диалогическую речь. Воспитывать
доброжелательное отношение друг к другу.
Учить видеть логику развития сюжета в серии картин,
составлять по ним связный, последовательный рассказ.
Закреплять правильное произношение детьми звуков
«л» и «р».
Учить рассказывать о своих личных впечатлениях;
воспитывать умение отбирать для рассказа интересные
факты и события; учить употреблению трудных форм
родительного падежа множественного числа
существительных (ботинок, чулок, носков, тапочек,
рукавичек); воспитывать умение задавать друг
другу вопросы.
13.
самостоятельно
выбранной
воспитанником)
Составление
описательного
рассказа о
предметах
посуды
14.
«Рассказ с
продолжением»
15.
Составление
описательного
рассказа на
тему «Зима»
Учить детей составлять короткий по стихотворению
и описательный рассказ о предметах посуды; учить
сравнивать различные предметы по материалу,
размерам, назначению, употребляя названия качеств
(стеклянный, металлический, пластмассовый),
активизировать употребление слов
противоположного значения (антонимов) (глубокаямелкая, большой - маленький, высокий – низкий)
многозначных слов (глубокий, мелкий); закрепить
умение классифицировать предметы по качеству
(стеклянный, металлический, пластмассовый,
деревянный); учить образовывать по аналогии
названия предметов посуды (хлебница, сахарница,
сухарница)
Понять участникам ситуации действия (по описанию
ситуации). Отработать способы
установления взаимопонимания.
Учить при описании событий указывать время действия,
используя разные типы предложений (простые,
распространенные, сложные); учить подбирать
определения к заданным словам; совершенствовать
синтаксические навыки, используя ситуацию
«письменной речи» (воспитанник рассказывает,
воспитатель записывает рассказ); добиваться четкого
произнесения слов и фраз, включающих звуки ц и ч,
приучать правильно пользоваться вопросительной
интонацией.
16.
Пересказ
Учить передавать художественный текст без помощи
рассказа
вопросов воспитателя; учить подбирать подходящие по
Е. Калининой
смыслу определения (активизация прилагательных);
«Про снежный закрепить умение употреблять трудные формы
колобок»
родительного падежа множественного числа
существительных (ботинок, чулок, носков, тапочек,
рукавичек); обратить внимание на формы изменения
глагола хотеть; привлечь внимание к громкости и
четкости произнесения слов.
17.
Составление
Учить рассказывать о своих впечатлениях связно, полно и
рассказа из
выразительно. Побуждать использовать в рассказе
коллективного новогодние стихи и песни.
опыта
«Новогодний
праздник»
18. Придумывание
Учить детей самостоятельно выбирать тему для сказки,
небольшой
составлять связный рассказ; развивать умение подбирать
сказки о
синонимы и антонимы, называть детенышей животных.
животных
19. Рассказывание Способствовать умению придумывать начало и конец к
по картинке
сюжету, изображенному на картинке. Активизировать
«Зимние
употребление в речи слов по теме зима. Учить различать
забавы»
на слух и дифференцировать в произношении звук.
20.
Сочинение на
тему
«Приключения
зайца»
Учить придумывать сказку по предложенному плану, не
отступая от темы, не повторяя сюжетов товарищей; учить
подбирать прилагательные и глаголы к существительному
заяц; учить согласовывать прилагательные с
существительными в роде и числе.
21.
«Отвечай
быстро»
Побуждать вступать в игровое и речевое взаимодействие со
сверстниками, закреплять умение классифицировать
предметы (по цвету, форме, качеству); приучать их быстро
думать и отвечать.
22.
«Комментатор» Научить ребенка описывать в речи ситуацию действия,
соотнося комментарий с происходящим.
23.
«Забавное
путешествие»
(инсценировка
Развивать творческие способности детей, учить
перевоплощаться в роли, импровизировать; развивать
умение внимательно слушать друг друга, участвуя в
стихотворения
С. Маршака
«Багаж»)
совместной постановке, разгадывать загадки;
воспитывать чуткость к художественному слову, интерес к
творчеству С.Я. Маршака.
24.
Рассказывание
по картинке
«Подарки маме
к 8 марта».
Учить составлять связный, последовательный рассказ по
картине; упражнять в употреблении названий профессий;
учить различать на слух и в произношении звуки «д»,
«дь».
25.
Составление
повествовательного
рассказа по
сюжетной
картине и
опорному
плану «Весна
пришла»
Продолжать знакомить детей с малыми фольклорными
формами. Учить детей проговаривать заданную фразу с
определенной интонацией в сочетании с
26.
Составление
описательного
рассказа о
любимых
игрушках
27.
Придумывание
сказки по
картине и на
предложенную
тему
Игра
«Объяснялки»
Составление
творческих
рассказов по
представлению
от лица рыб
28.
29.
жестами. Воспитывать коммуникативные навыки общения.
Учить сочетать напевную речь с пластическими
движениями.
Развивать воображение детей. Побуждать эмоционально
отзываться на игру, входить в предлагаемые
обстоятельства.
Учить составлять описание игрушки, называть
характерные признаки и действия, подводить к
составлению короткого рассказа на тему из личного
опыта. Обогащать словарь правильными названиями
окружающих предметов (игрушек), их свойств,
действий, которые с ними можно совершать. Учить
согласовывать прилагательные с существительными в
роде и числе.
Продолжать знакомить с термином
«слово», закрепить произношение звука
«с» в словах и фразах, учить подбирать слова со звуком
«с» и вслушиваться в их звучание. Развивать внимание,
память.
Воспитывать любовь к животным.
Формировать у детей умение придумывать сказку на
предложенную тему; упражнять в подборе синонимов и
антонимов, определений и сравнений; учить передавать
интонацией различные чувства.
Научить выстраивать логические связи
между событиями.
Активизировать словарь по теме; уточнить названия,
внешние признаки и строение рыб; упражнять детей в
подборе слов- определений к каждой рыбе; развивать
произвольное внимание и словесно-логическое мышление
детей; воспитывать любовь и бережное отношение к
30.
«Если бы рыбы красивым местам родной природы и их обитателям.
могли
говорить»
Люблю березу Приобщать детей к словесному искусству, в том числе
русскую!
развитие художественного восприятия и эстетического
вкуса.
Подводить детей к созданию выразительного образа в
рисунке, аппликации. Познакомить детей с профессией
художник, композитор, поэт. Левитан, Грабарь, Шишкин –
художники, воспевающие красоту берёз
31.
Знакомство с
рифмовкой.
Коллективное
сочинение
небольших
двустиший,
четверостиший,
стихотворений
на любую
тематику
Формировать представления о рассказе и стихотворении,
подбирать рифмы, формировать интерес к
художественному слову, стихам. Формировать и
закреплять представления: поэзия, поэт, стихотворение,
рассказ, рифма, проза, писатель. Развивать способности
различения: рассказ — стихотворение. Развивать
воображение: придумывать названия стихотворения,
работать с метафорой (образное
определение).
33.
Составление
описательных
рассказов по
пейзажным
картинкам
Формировать умение правильно определять настроение,
отраженное художником в пейзаже и передавать его в
своих высказываниях; упражнять детей в подборе
определений и сравнений, синонимов и
антонимов.
34.
Пересказ текста Учить ребенка контролировать понимание другого
человека показать зависимость понимания содержания
другим человеком от точности пересказа текста.
35.
В
ожидании
лета
Углубить знания детей о фольклоре, показать красоту
русского языка через устное народное творчество,
выраженное в песнях, припевках, закличках, колядках,
обрядах; обогатить словарный запас детей; вызвать
желание выучить наизусть одно из
произведений.
36.
Диагностика.
Выявление уровня знаний и умений детей. Выявление
наличия или отсутствия положительной динамики.
32.
Список литературы.
1. Арефьева А. Л. «Лексические темы по развитию речи детей 4-8 лет» - Москва: ТЦ
Сфера, 2008г.Бахарева К. С. «Игры по развитию речи для детей дошкольного возраста»
- Ростов н/Д: Феникс, 2009г.
2. Кошелева Г. А. «Развитие речи в детском саду» - Ярославль: Академия развития,
2009г.
3. Кузнецова, Е. В., Тихонова, И. А. Развитие и коррекция речи детей 5-6 лет.
Сценарии занятий. / Е. В. Кузнецова [и др. ] – М.:ТЦ СФЕРА, 2004.
4. Швайко Г. С. «Игры и игровые упражнения для развития речи» - Москва:
Просвещение, 1983г.
5. Курицына Э.М., Тараева Л.А. «Говорим правильно. Большая книга занятий по
развитию речи» - М.: РОСМЭМ, 2006г
Приложение № 1.
Ход обследования
Серия заданий (словарь и грамматика).
Ты знаешь уже много слов. Что значит слово кукла, мяч, посуда?
1. Ребенок правильно объясняет значение слов (из нее едят и пьют, это игрушки);
-называет отдельные признаки, действия;
-называет 1—2 слова.
2. Что бывает глубоким? мелким? высоким? низким? легким? тяжелым?
-выполняет все задания, называет 1—2 слова к прилагательному (глубокая яма, глубокое
море);
-подбирает слова к 2—3 прилагательным;
-подбирает слово только к одному прилагательному (высокий забор).
3. Что называют словом ручка?
-называет несколько значений этого слова (Ручка пишет. У ребенка ручка. У двери есть
ручка);
-называет два значения этого слова;
-перечисляет предметы, у которых есть ручка (1—2 слова).
4. Придумай предложение со словом ручка.
-составляет грамматически правильно предложение из трех слов;
-называет два слова (словосочетания);
называет только одно слово (ручка).
5. Ручка нужна, чтобы... (писать, держать чашку, держать сумку и т. п.). Ручкой
можно... (писать, открывать дверь);
-правильно заканчивает разные типы предложений;
называет два слова;
подбирает только одно слово.
Взрослый предлагает ребенку ситуацию: «Погулял зайчонок в лесу. Настроение у
него веселое. Вернулся он домой такой... (радостный, оживленный, довольный).
А если зайчонок был веселый и радостный, то он не просто шел, а... (мчался,
несся, летел)».
Ребенок правильно подбирает слова, близкие по смыслу (синонимы);
называет 2—3 слова;
подбирает только одно слово.
Педагог дает другую ситуацию: «Другой братец зайчика пришел невеселый, его
обидели. К слову веселый подбери слова, противоположные по смыслу
(грустный, печальный, обиженный). А если зайчик был обиженный, он не просто
шел, а... (плелся, тащился, брел)».
Правильно подбирает слова, противоположные по смыслу (антонимы);
называет 2—3 слова;
подбирает только одно слово.
Что сделал бы зайчик, если бы встретил волка (лису)? (Убежал бы, спрятался бы,
испугался бы).
Правильно называет все слова в сослагательном наклонении;
подбирает два слова;
-называет только одно слово.
Скажи зайчику, чтобы он попрыгал, спрятался, потанцевал.
Правильно называет слова в повелительном наклонении;
подбирает два слова.
3) - Скажи, кто детеныш у зайца? (Зайчонок.) Детеныши? (Зайчата.) У зайца
много... (зайчат).
Аналогичные вопросы задаются про других животных: «У лисы..., волка...,
медведя, ежа...».
Ребенок называет всех детенышей в правильной грамматической форме;
называет правильно только одну форму;
не выполняет задание.
Назови детенышей собаки, коровы, лошади, овцы (собака — щенок — щенки,
много щенят; корова — теленок — телята — двое телят; лошадь — жеребенок
жеребята — много жеребят; овца — ягненок — ягнята — много ягнят).
Ребенок называет все слова правильно;
называет два-три слова;
говорит одно слово.
Где живут звери? (В лесу.) Какие слова можно образовать со словом лес? (Лесной,
лесник, лесок, лесочек, лесничий, лесовик, луковичек).
называет более двух слов;
называет два слова;
повторяет заданное слово.
Что называют, словом игла! Какие иглы ты еще знаешь?
Ребенок называет иглы у елки, ежа, у сосны, швейную и медицинскую иглу;
называет только одно значение этого слова; повторяет слово за взрослым.
Какая игла у ежа? (Острая.) Про что мы говорим: острый, острая, острые? Ребенок
называет несколько предметов (острый нож, острая пила, острые ножницы).
-Правильно подбирает два слова;
-называет одно слово.
Что можно делать иглой? Для чего она нужна?
-Ребенок называет разные действия (шить, вышивать; уколоться);
-называет два действия (накалывать грибы, шить);
-называет одно действие (шить).
Составь предложение со словом игла.
-Ребенок составляет сложное предложение (Игла нужна, чтобы шить);
-составляет простое предложение (Иглой делают укол);
-называет одно слово.
Взрослый говорит, что дети из другого детского сада сказали так: «Папа, иди
шепотом», «Мамочка, я тебя громко люблю», «Я ботинки наизнанку надел».
Можно ли так сказать? Как сказать правильно?
-Ребенок правильно исправляет все предложения (Папа, иди тихо. Мамочка, я тебя
сильно люблю. Я надел ботинки не на ту ногу);
правильно исправляет два предложения;
повторяет предложения без изменения.
Серия заданий (звуковая культура речи)
1. В названии, каких животных слышится звук л? (Лошадь, волк, слон, белка); звук
ль? (Лев, лиса, леопард.)
2. В названии, каких животных слышится звук р? (Тигр, корова, баран, жираф.)
Звук рь! (Черепаха, курица.)
3. Назови слова, в которых есть звуки с и ш. (Старушка, Саша, сушка.) Звуки ж из?
(Железо.)
Ребенок различает твердые и мягкие звуки, дифференцирует шипящие звуки;
называет более двух слов;
называет одно слово.
4. Дается скороговорка, которую надо произнести быстро — медленно, тихо —
громко — шепотом. «Тридцать три вагона в ряд тараторят, тарахтят» (или любую
другую).
Ребенок говорит отчетливо, меняет темп речи, регулирует силу голоса;
недостаточно четко произносит;
не владеет умением замедлять, убыстрять темп.
5. Произнеси фразу «Я пойду в школу» так, чтобы мы услышали, что это тебя
радует, удивляет или ты об этом спрашиваешь.
Ребенок передает заданные интонации;
передает только вопросительную интонацию;
повторяет повествовательную интонацию.
6. Придумай окончание фразы, чтобы получилось складно: «Ежик-ежик, где гулял?
(Я грибочки собирал.) Ежик-ежик, где ты был? (Я все по лесу бродил)».
Ребенок ритмично заканчивает фразу;
отвечает, нарушая ритм;
говорит одно слово.
Серия заданий (связная речь)
7. Воспитатель предлагает ребенку описать ежа (по картинке).
Ребенок составляет описание, в котором присутствуют три структуры части:
начало, середина, конец. (Это ежик. Он коричневый, колючий. На спине у ежа острые
иголки. Они нужны ежу, чтобы накалывать грибы и ягоды. Ежик заботится о своих
ежатах);
рассказывает, опуская начало (или конец);
перечисляет отдельные качества.
8. Воспитатель предлагает серию картинок (3—4), объединенных сюжетом,
предлагает ребенку разложить их в последовательности и составить рассказ.
Ребенок раскладывает картинки в правильной последовательности, составляет
связный рассказ;
рассказывает с помощью взрослого;
перечисляет нарисованное на картинках.
9. Воспитатель предлагает ребенку составить рассказ (сказку) на самостоятельно
выбранную тему.
Ребенок придумывает рассказ (сказку), дает свое название;
составляет рассказ с помощью взрослого;
не справляется с заданием.
Развитие связной речи старших дошкольников включает формирование умений
строить разные типы высказываний, соблюдая их структуру и используя
разнообразные типы связей между предложениями и между частями высказывания.
Развитие умений четко выстраивать в рассказе сюжетную линию, использовать
средства связи между смысловыми частями высказывания формирует элементарное
осознание структурной организации текста, влияет на развитие наглядно – образного и
логического мышления.
Развитие связной речи оценивается, помимо указанных выше общих
показателей, по специальным критериям, которые характеризуют основные
качества связного высказывания (описания, рассказа по серии сюжетных картин
или на самостоятельно выбранную тему). Напомним эти показатели:
Содержательность (в повествовании — умение придумать интересный
сюжет, развернуть его в логической последовательности; в описании —
раскрытие микротем, признаков и действий). Если ребенок придумывает
интересный сюжет, он получает 3 балла; если сюжет заимствован — 2
балла; если идет перечисление признаков — 1 балл.
Композиция высказывания: наличие трех структурных частей (начала,
середины, конца), выстраивание сюжета в логической последовательности
— 3 балла; наличие двух структурных частей (начала и середины,
середины и конца), частичное нарушение логики изложения — 2 балла;
отсутствие начала и конца — 1 балл.
Грамматическая
правильность построения простых и сложных
предложений, правильное согласование слов в слово сочетаниях и
предложениях — 3 балла; использование только простых предложений —
2 балла; однотипные конструкции (назывные предложения) — 1 балл.
Разнообразные способы связей между предложениями — 3 балла;
использование способов формально-сочинительной связи (через союзы а,
и, наречие потом) — 2 балла; неумение связывать между собой
предложения
— 1 балл.
Разнообразие лексических средств (использование разных частей речи,
образных слов — определений, сравнений, синонимов, антонимов) — 3
балла; некоторое нарушение точности словоупотребления — 2 балла;
однообразие лексики, повторение одних и тех же слов — 1 балл.
Звуковое
оформление
высказывания
(плавность,
интонационная
выразительность, изложение в умеренном темпе) — 3 балла; прерывистое
изложение, незначительные заминки и паузы — 2 балла; монотонное,
невыразительное изложение — 1 балл.
Оценку выполнения всех заданий воспитатель дает, подсчитав общее
количество баллов.