Модель развивающей предметно-пространственной среды
во всех группах ДОУ
Пояснительная записка
Развивающая предметно-пространственная среда в детском
образовательном учреждении служит развитию детской деятельности и,
прежде всего, игровой деятельности. Внутри игры рождается мощный
познавательный мотив, который является основой учебной деятельности.
Через развивающую предметно-пространственную среду мы формируем зону
ближайшего развития детей.
Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает
максимальную реализацию образовательного потенциала пространства ДОУ,
групповой ячейки, а также территории, прилегающей к ДОУ, материалов,
оборудования и инвентаря для развития детей в соответствии с
особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья,
учета особенностей и коррекции недостатков их развития. Развивающая
предметно-пространственная среда должна обеспечивать возможность
общения и совместной деятельности детей (в том числе детей разного
возраста) и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности
для уединения.1
Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать:
реализацию различных образовательных программ;
в случае организации инклюзивного образования - необходимые для
него условия;
учет национально-культурных, климатических условий, в которых
осуществляется образовательная деятельность;
учет возрастных особенностей детей.
При построении и обновлении развивающей предметнопространственной среды ДОУ соблюдались следующее:
1. Насыщенность.
2) Трансформируемость.
3) Полифункциональность
4) Вариативность
5) Доступность среды
6) Безопасность
Модель развивающей предметно-пространственной среды 1 младшей
группы
Мини-среда
Назначение
размещение
Наименование зоны
развития
Домик книги
Г
«Познавательная» Для
вводит ребенка в мир
познавательнознакомых и
Картинки для забавы
Г
речевого
малознакомых предметов,
развития
звуков, явлений, действий (интегрировано
«Давайте познакомимся»
Р
с эстетическим)
и отношений.
Петрушкин театр
Г
Уголок ряженья
Г
Кладовочка Маширастеряши
Р
Поздравлялочка
Р
Зеленый уголок
Г
Домик для рыбок
Г
Полочка игрушек
Г
Домик для одежды
Р
Куклин дом
Г
«Я строитель»
Г
Кухня
Г
Для гендерного
развития
Поликлиника доктора
Айболита
Г
Уголок уединения
Г
Парикмахерская
Г
Стол для творчества
Г
Для
художественно- Зона музыкального
эстетического развития
развития
Наш вернисаж
Г
Р
«Оздоровительная» обусловливает развитие
двигательной активности
ребенка, содействует
оздоровлению
Для
физического
развития
Умывалочка
У
Чудо-коврики
Г
Шапочки-перевращалочки
Г
Чудо-каталка
Г
Условные обозначения размещения объектов: Р – раздевальная комната Г –
групповая комната У – умывальная комната
Модель развивающей предметно-пространственной среды 2 младшей
группы
Мини-среда
Назначение
Наименование зоны развития размещение
«Познавательная» удовлетворяет
потребность ребенка
в освоении
окружающего мира,
стимулирует
познавательную
активность
«Социально-
Для
познавательного
развития
(интегрировано
с гендерным,
речевым,
эстетическим
развитием)
Для гендерного
Книжный дом
Г
Ферма
Г
Эти забавные животные
Г
Зеленый уголок (уголок
природы)
Г
Дом для рыбок
Г
Мини-маркет (магазин)
Г
Стена времен года
Г
Мини-лаборатория
Г
Музыкальный салон
Г
Игротека
Г
Мини-музей «Дымковская
игрушка»
Г
Кукольный домик
Г
коммуникативная» - развития
направлена на
достижение целей
освоения
первоначальных
представлений
социального
характера
«Речевая» стимулирует речевое
развитие, позволяет
ребенку познать азы
общения и
взаимодействия
Конструкторская
Г
Кухня
Г
Поликлиника доктора
Айболита
Г
Салон красоты
Г
Автосалон
Г
Семейная гостиная
Для речевого
развития
(интегрировано Уголок уединения
с эстетическим,
познавательным)
«Давайте познакомимся»
Г
Г
Р
Бюро находок «Потеряшки»
Р
Уютный диванчик
Г
Поздравлялочка
Р
«Оздоровительная» - Для физического Спортуголок
развития
обусловливает
развитие
Чудо-коврики
двигательной
активности ребенка,
Шапочки-перевращалочки
содействует
оздоровлению
Г
Мы творим
Для
художественноэстетического
Театр «В гостях у сказки»
развития
Г
«Творческая» приобщает детей к
творческой
деятельности,
способствует
саморазвитию,
самореализации
Наш вернисаж
Г
Г
Г
Р
Условные обозначения размещения объектов: Р – раздевальная комната Г –
групповая комната У – умывальная комната
Модель развивающей предметно-пространственной среды средней
группы
Мини-среда
Назначение
Наименование зоны развития
размещени
е
«Познавательная
» - удовлетворяет
потребность
ребенка в
освоении
окружающего
мира, стимулирует
познавательную
активность
Для
познавательного
развития
(интегрировано
с гендерным,
речевым,
эстетическим
развитием)
Для гендерного
«Социальнокоммуникативна развития
я» - направлена на
достижение целей
освоения
первоначальных
представлений
социального
характера
Книжный дом
Г
Ферма
Г
Эти забавные животные
Г
Зеленый уголок (уголок природы)
Г
Дом для рыбок
Г
Мини-маркет (магазин)
Г
Стена времен года
Г
Мини-лаборатория
Г
Музыкальный салон
Г
Игротека
Г
Мини-музей «Поделки из дерева»
Г
Кукольный домик
Г
Конструкторская
Г
Кухня
Г
Поликлиника доктора Айболита
Г
Салон красоты
Г
Автосалон
Г
«Речевая» стимулирует
речевое развитие,
позволяет ребенку
познать азы
общения и
взаимодействия
Семейная гостиная
Для речевого
развития
(интегрировано Уголок уединения
с эстетическим,
познавательным
«Давайте познакомимся»
)
Г
Р
Бюро находок «Потеряшки»
Р
Уютный диванчик
Г
Поздравлялочка
Р
Спортуголок
Г
Чудо-коврики
Г
Шапочки-перевращалочки
Г
Мы творим
Для
художественноэстетического
Театр «В гостях у сказки»
развития
Г
«Оздоровительна Для
я» - обусловливает физического
развития
развитие
двигательной
активности
ребенка,
содействует
оздоровлению
«Творческая» приобщает детей к
творческой
деятельности,
способствует
саморазвитию,
самореализации
Г
Наш вернисаж
Г
Р
Условные обозначения размещения объектов: Р – раздевальная комната Г –
групповая комната У – умывальная комната
Модель развивающей предметно-пространственной среды старшей
группы
Мини-среда
Назначение
Наименование зоны развития размещение
«Познавательная» удовлетворяет
потребность ребенка
в освоении
окружающего мира,
стимулирует
Книжный дом
Для
познавательного
Полка умных книг
развития
(интегрировано
с гендерным, Эти забавные животные
речевым,
Г
Г
Г
познавательную
активность
эстетическим
развитием)
Зеленый уголок (уголок
природы)
Г
Дом для рыбок
Г
Мини-огород
Г
Стена времен года
Г
Мини-лаборатория
Г
Музыкальный салон
Г
Игротека
Г
Наши коллекции
Г
Площадки Светофора
Г
Кукольный домик
Г
Конструкторская
Г
Кухня
Г
«Социальнокоммуникативная» Почта
направлена на
достижение целей
Для гендерного Поликлиника
освоения
развития
первоначальных
представлений
Мини-маркет (магазин)
социального
характера
Салон красоты
Г
Г
Г
Г
Автосалон
Г
Ателье мод
Г
Уголок России
Для
формирования Мой Волгоград
патриотических
чувств, чувств
гражданской Мини-музей «Русская изба»
принадлежности
Наша Армия
Семейная гостиная
«Речевая» Для речевого
стимулирует речевое
развития
развитие, позволяет
Уголок уединения
(интегрировано
ребенку познать азы
с эстетическим,
общения и
познавательным) Поздравлялочка
взаимодействия
Г
Г
Г
Г
Г
Г
Р
«Оздоровительная» приобщает к
физической культуре, Для физического
развития
помогает осваивать
способы сохранения
здоровья
Мини-стадион
Г
Дорожки здоровья
Г
Уголок здоровья
(валеологический)
Г
«Творческая» приобщает детей к
творческой
деятельности,
способствует
саморазвитию,
самореализации
Мы творим
Г
Для
художественно- Театр «В гостях у сказки»
эстетического
Наш вернисаж
развития
Г
Р
Условные обозначения размещения объектов: Р – раздевальная комната
Г – групповая комната
У – умывальная комната
Модель развивающей предметно-пространственной среды старшей
логопедической группы
Мини-среда
Назначение
Наименование зоны развития размещение
«Познавательная» удовлетворяет
потребность ребенка
Книжный дом
Для
познавательного
Полка умных книг
развития
Г
Г
в освоении
окружающего мира,
стимулирует
познавательную
активность
(интегрировано Эти забавные животные
с гендерным,
речевым,
Зеленый уголок (уголок
эстетическим природы)
развитием)
«Социальнокоммуникативная» направлена на
достижение целей
Для гендерного
освоения
развития
первоначальных
представлений
социального
характера
Г
Г
Дом для рыбок
Г
Мини-огород
Г
Стена времен года
Г
Мини-лаборатория
Г
Музыкальный салон
Г
Игротека
Г
Наши коллекции
Г
Площадки Светофора
Г
Кукольный домик
Г
Конструкторская
Г
Кухня
Г
Почта
Г
Поликлиника
Г
Мини-маркет (магазин)
Г
Салон красоты
Г
Автосалон
Г
Ателье мод
Г
Уголок России
Г
Для
формирования Мой город Котово
Г
патриотических
чувств, чувств
гражданской Мини-музей «Золотая хохлома» Г
принадлежности
Наша Армия
Г
Семейная гостиная
«Речевая» Для речевого
стимулирует речевое
развития
развитие, позволяет
(интегрировано Уголок уединения
ребенку познать азы
с эстетическим,
общения и
познавательным) Поздравлялочка
взаимодействия
Г
Г
Р
«Оздоровительная» приобщает к
физической культуре, Для физического
развития
помогает осваивать
способы сохранения
здоровья
Мини-стадион
Г
Дорожки здоровья
Г
Уголок здоровья
(валеологический)
Г
«Творческая» приобщает детей к
творческой
деятельности,
способствует
саморазвитию,
самореализации
Мы творим
Г
Для
Театр «В гостях у сказки»
художественноэстетического
Наш вернисаж
развития
Г
Р
Условные обозначения размещения объектов: Р – раздевальная комната
Г – групповая комната
У – умывальная комната
Развивающая предметно-пространственная среда ДОУ обеспечивает
всестороннее развитие личности ребенка, это та система, которая
обеспечивает жизнедеятельность детей и их полноценное развитие,
формирование основ базовой культуры личности, всестороннего развитие
психических и физических качеств в соответствии с ФГОС ДО.
Участки групп также является частью развивающего пространства в
пределах которого осуществляется свободная двигательная и игровая
деятельность детей. Так как в летний период, когда большую часть времени
дети проводят на свежем воздухе, то вопрос наполняемости предметноразвивающей среды на летних участках становится очень актуальным
Предметная среда на территории дошкольного учреждения включает:
участки групп с теневыми навесами;
спортивную площадку;
•стадион;
• экспериментальная площадка;
размеченную дорожку для занятий в равновесии, бегом, прыжками;
площадку для игр по ознакомлению с правилами дорожного движения;
цветочные клумбы, цветники;
тропа здоровья.
На участке каждой группы имеются условия для полноценной прогулки
детей:
площадка для сюжетно-ролевых игр «Семья», «Транспорт», «Магазин»
и прочее;
площадка для игр с песком, ветром;
мини-бассейны для игр с водой;
на площадке теневого навеса: столы для общения детей с книгой,
рисования, настольно-печатных игр, конструктивных игр, оригами,
аппликации, ручного труда, для работы с природным материалом.
Для выноса на участок подобрана игровая мебель, предусмотрено
место для её хранения . Для сюжетно-ролевых игр имеются атрибуты.
ЗОНА ДЛЯ СВОБОДНОЙ ДВИГАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА
УЧАСТКАХ ДОУ.
Самая большая площадь на участке предназначена для свободной
двигательной деятельности детей. Летом в этой зоне на стойках, в корзинах
размещают моторные игрушки, атрибутику для подвижных и спортивных
игр. Обязательно выносится на участок оборудование для развития
движений, спортивных игр:
кольцебросы;
скакалки;
велосипеды, самокаты;
ракетки для игр в бадминтон и малый теннис, сетки для перебрасывания
через них мячей, кольца с сетками для бросания в них мячей, мячи разных
размеров и прочее.
Площадка ровная и хорошо утрамбована, с барьерами (для задерживания
бит) и стенками-щитами (для игр с мячом). В этой же зоне следует
выделить место для стоянки и катания на велосипедах, машинах, самокатах.
На этой площадке организуются все подвижные игры.
На стадионе ДОУ имеются футбольные ворота, яма для прыжков,
рукоход, кольца для метания в цель. В летнее время на стадионе дети играют
в футбол, проходят спортивные развлечения, физкультурные занятия.