Модель развивающей предметно-пространственной среды во всех группах ДОУ Пояснительная записка Развивающая предметно-пространственная среда в детском образовательном учреждении служит развитию детской деятельности и, прежде всего, игровой деятельности. Внутри игры рождается мощный познавательный мотив, который является основой учебной деятельности. Через развивающую предметно-пространственную среду мы формируем зону ближайшего развития детей. Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства ДОУ, групповой ячейки, а также территории, прилегающей к ДОУ, материалов, оборудования и инвентаря для развития детей в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков их развития. Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей (в том числе детей разного возраста) и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для уединения.1 Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать: реализацию различных образовательных программ; в случае организации инклюзивного образования - необходимые для него условия; учет национально-культурных, климатических условий, в которых осуществляется образовательная деятельность; учет возрастных особенностей детей. При построении и обновлении развивающей предметнопространственной среды ДОУ соблюдались следующее: 1. Насыщенность. 2) Трансформируемость. 3) Полифункциональность 4) Вариативность 5) Доступность среды 6) Безопасность Модель развивающей предметно-пространственной среды 1 младшей группы Мини-среда Назначение размещение Наименование зоны развития Домик книги Г «Познавательная» Для вводит ребенка в мир познавательнознакомых и Картинки для забавы Г речевого малознакомых предметов, развития звуков, явлений, действий (интегрировано «Давайте познакомимся» Р с эстетическим) и отношений. Петрушкин театр Г Уголок ряженья Г Кладовочка Маширастеряши Р Поздравлялочка Р Зеленый уголок Г Домик для рыбок Г Полочка игрушек Г Домик для одежды Р Куклин дом Г «Я строитель» Г Кухня Г Для гендерного развития Поликлиника доктора Айболита Г Уголок уединения Г Парикмахерская Г Стол для творчества Г Для художественно- Зона музыкального эстетического развития развития Наш вернисаж Г Р «Оздоровительная» обусловливает развитие двигательной активности ребенка, содействует оздоровлению Для физического развития Умывалочка У Чудо-коврики Г Шапочки-перевращалочки Г Чудо-каталка Г Условные обозначения размещения объектов: Р – раздевальная комната Г – групповая комната У – умывальная комната Модель развивающей предметно-пространственной среды 2 младшей группы Мини-среда Назначение Наименование зоны развития размещение «Познавательная» удовлетворяет потребность ребенка в освоении окружающего мира, стимулирует познавательную активность «Социально- Для познавательного развития (интегрировано с гендерным, речевым, эстетическим развитием) Для гендерного Книжный дом Г Ферма Г Эти забавные животные Г Зеленый уголок (уголок природы) Г Дом для рыбок Г Мини-маркет (магазин) Г Стена времен года Г Мини-лаборатория Г Музыкальный салон Г Игротека Г Мини-музей «Дымковская игрушка» Г Кукольный домик Г коммуникативная» - развития направлена на достижение целей освоения первоначальных представлений социального характера «Речевая» стимулирует речевое развитие, позволяет ребенку познать азы общения и взаимодействия Конструкторская Г Кухня Г Поликлиника доктора Айболита Г Салон красоты Г Автосалон Г Семейная гостиная Для речевого развития (интегрировано Уголок уединения с эстетическим, познавательным) «Давайте познакомимся» Г Г Р Бюро находок «Потеряшки» Р Уютный диванчик Г Поздравлялочка Р «Оздоровительная» - Для физического Спортуголок развития обусловливает развитие Чудо-коврики двигательной активности ребенка, Шапочки-перевращалочки содействует оздоровлению Г Мы творим Для художественноэстетического Театр «В гостях у сказки» развития Г «Творческая» приобщает детей к творческой деятельности, способствует саморазвитию, самореализации Наш вернисаж Г Г Г Р Условные обозначения размещения объектов: Р – раздевальная комната Г – групповая комната У – умывальная комната Модель развивающей предметно-пространственной среды средней группы Мини-среда Назначение Наименование зоны развития размещени е «Познавательная » - удовлетворяет потребность ребенка в освоении окружающего мира, стимулирует познавательную активность Для познавательного развития (интегрировано с гендерным, речевым, эстетическим развитием) Для гендерного «Социальнокоммуникативна развития я» - направлена на достижение целей освоения первоначальных представлений социального характера Книжный дом Г Ферма Г Эти забавные животные Г Зеленый уголок (уголок природы) Г Дом для рыбок Г Мини-маркет (магазин) Г Стена времен года Г Мини-лаборатория Г Музыкальный салон Г Игротека Г Мини-музей «Поделки из дерева» Г Кукольный домик Г Конструкторская Г Кухня Г Поликлиника доктора Айболита Г Салон красоты Г Автосалон Г «Речевая» стимулирует речевое развитие, позволяет ребенку познать азы общения и взаимодействия Семейная гостиная Для речевого развития (интегрировано Уголок уединения с эстетическим, познавательным «Давайте познакомимся» ) Г Р Бюро находок «Потеряшки» Р Уютный диванчик Г Поздравлялочка Р Спортуголок Г Чудо-коврики Г Шапочки-перевращалочки Г Мы творим Для художественноэстетического Театр «В гостях у сказки» развития Г «Оздоровительна Для я» - обусловливает физического развития развитие двигательной активности ребенка, содействует оздоровлению «Творческая» приобщает детей к творческой деятельности, способствует саморазвитию, самореализации Г Наш вернисаж Г Р Условные обозначения размещения объектов: Р – раздевальная комната Г – групповая комната У – умывальная комната Модель развивающей предметно-пространственной среды старшей группы Мини-среда Назначение Наименование зоны развития размещение «Познавательная» удовлетворяет потребность ребенка в освоении окружающего мира, стимулирует Книжный дом Для познавательного Полка умных книг развития (интегрировано с гендерным, Эти забавные животные речевым, Г Г Г познавательную активность эстетическим развитием) Зеленый уголок (уголок природы) Г Дом для рыбок Г Мини-огород Г Стена времен года Г Мини-лаборатория Г Музыкальный салон Г Игротека Г Наши коллекции Г Площадки Светофора Г Кукольный домик Г Конструкторская Г Кухня Г «Социальнокоммуникативная» Почта направлена на достижение целей Для гендерного Поликлиника освоения развития первоначальных представлений Мини-маркет (магазин) социального характера Салон красоты Г Г Г Г Автосалон Г Ателье мод Г Уголок России Для формирования Мой Волгоград патриотических чувств, чувств гражданской Мини-музей «Русская изба» принадлежности Наша Армия Семейная гостиная «Речевая» Для речевого стимулирует речевое развития развитие, позволяет Уголок уединения (интегрировано ребенку познать азы с эстетическим, общения и познавательным) Поздравлялочка взаимодействия Г Г Г Г Г Г Р «Оздоровительная» приобщает к физической культуре, Для физического развития помогает осваивать способы сохранения здоровья Мини-стадион Г Дорожки здоровья Г Уголок здоровья (валеологический) Г «Творческая» приобщает детей к творческой деятельности, способствует саморазвитию, самореализации Мы творим Г Для художественно- Театр «В гостях у сказки» эстетического Наш вернисаж развития Г Р Условные обозначения размещения объектов: Р – раздевальная комната Г – групповая комната У – умывальная комната Модель развивающей предметно-пространственной среды старшей логопедической группы Мини-среда Назначение Наименование зоны развития размещение «Познавательная» удовлетворяет потребность ребенка Книжный дом Для познавательного Полка умных книг развития Г Г в освоении окружающего мира, стимулирует познавательную активность (интегрировано Эти забавные животные с гендерным, речевым, Зеленый уголок (уголок эстетическим природы) развитием) «Социальнокоммуникативная» направлена на достижение целей Для гендерного освоения развития первоначальных представлений социального характера Г Г Дом для рыбок Г Мини-огород Г Стена времен года Г Мини-лаборатория Г Музыкальный салон Г Игротека Г Наши коллекции Г Площадки Светофора Г Кукольный домик Г Конструкторская Г Кухня Г Почта Г Поликлиника Г Мини-маркет (магазин) Г Салон красоты Г Автосалон Г Ателье мод Г Уголок России Г Для формирования Мой город Котово Г патриотических чувств, чувств гражданской Мини-музей «Золотая хохлома» Г принадлежности Наша Армия Г Семейная гостиная «Речевая» Для речевого стимулирует речевое развития развитие, позволяет (интегрировано Уголок уединения ребенку познать азы с эстетическим, общения и познавательным) Поздравлялочка взаимодействия Г Г Р «Оздоровительная» приобщает к физической культуре, Для физического развития помогает осваивать способы сохранения здоровья Мини-стадион Г Дорожки здоровья Г Уголок здоровья (валеологический) Г «Творческая» приобщает детей к творческой деятельности, способствует саморазвитию, самореализации Мы творим Г Для Театр «В гостях у сказки» художественноэстетического Наш вернисаж развития Г Р Условные обозначения размещения объектов: Р – раздевальная комната Г – групповая комната У – умывальная комната Развивающая предметно-пространственная среда ДОУ обеспечивает всестороннее развитие личности ребенка, это та система, которая обеспечивает жизнедеятельность детей и их полноценное развитие, формирование основ базовой культуры личности, всестороннего развитие психических и физических качеств в соответствии с ФГОС ДО. Участки групп также является частью развивающего пространства в пределах которого осуществляется свободная двигательная и игровая деятельность детей. Так как в летний период, когда большую часть времени дети проводят на свежем воздухе, то вопрос наполняемости предметноразвивающей среды на летних участках становится очень актуальным Предметная среда на территории дошкольного учреждения включает: участки групп с теневыми навесами; спортивную площадку; •стадион; • экспериментальная площадка; размеченную дорожку для занятий в равновесии, бегом, прыжками; площадку для игр по ознакомлению с правилами дорожного движения; цветочные клумбы, цветники; тропа здоровья. На участке каждой группы имеются условия для полноценной прогулки детей: площадка для сюжетно-ролевых игр «Семья», «Транспорт», «Магазин» и прочее; площадка для игр с песком, ветром; мини-бассейны для игр с водой; на площадке теневого навеса: столы для общения детей с книгой, рисования, настольно-печатных игр, конструктивных игр, оригами, аппликации, ручного труда, для работы с природным материалом. Для выноса на участок подобрана игровая мебель, предусмотрено место для её хранения . Для сюжетно-ролевых игр имеются атрибуты. ЗОНА ДЛЯ СВОБОДНОЙ ДВИГАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УЧАСТКАХ ДОУ. Самая большая площадь на участке предназначена для свободной двигательной деятельности детей. Летом в этой зоне на стойках, в корзинах размещают моторные игрушки, атрибутику для подвижных и спортивных игр. Обязательно выносится на участок оборудование для развития движений, спортивных игр: кольцебросы; скакалки; велосипеды, самокаты; ракетки для игр в бадминтон и малый теннис, сетки для перебрасывания через них мячей, кольца с сетками для бросания в них мячей, мячи разных размеров и прочее. Площадка ровная и хорошо утрамбована, с барьерами (для задерживания бит) и стенками-щитами (для игр с мячом). В этой же зоне следует выделить место для стоянки и катания на велосипедах, машинах, самокатах. На этой площадке организуются все подвижные игры. На стадионе ДОУ имеются футбольные ворота, яма для прыжков, рукоход, кольца для метания в цель. В летнее время на стадионе дети играют в футбол, проходят спортивные развлечения, физкультурные занятия.