ДООП социально - педагогической направленности «Занимательная математика»

Пояснительная записка
Кто с детских лет занимается математикой,
тот развивает внимание,
тренирует свой мозг, свою волю,
воспитывает настойчивость и
упорство в достижении цели.
А. И. Маркушевич
В настоящее время, а тем более в будущем, математика будет необходима огромному
числу людей различных профессий. В математике заложены огромные возможности
для развития мышления детей в процессе их обучения с самого раннего возраста.
Дошкольный возраст - самый благоприятный период для интенсивного развития
физических и умственных функций детского организма, в том числе и для
математического развития. Навыки, умения, приобретённые в дошкольный период,
служат фундаментом для получения знаний и развития способностей в старшем
возрасте - школе.
Математическое развитие ребенка - это не только умение дошкольника считать и
решать арифметические задачи, это и развитие способности видеть в окружающем
мире отношения, зависимости, оперировать предметами, и знаками, символами. Наша
задача - развивать эти способности, дать возможность маленькому человеку познавать
мир на каждом этапе его взросления. Но надо помнить, что математическое развитие
является длительным и весьма трудоёмким процессом для дошкольников, так как
формирование основных приёмов логического познания требует не только высокой
активности умственной деятельности, но и обобщённых знаний об общих и
существенных признаках предметов и явлений действительности.
Современные требования к дошкольному образованию ориентируют педагогов на
развивающее обучение, диктуют необходимость использования новых форм его
организации, при которых синтезировались бы элементы познавательного, игрового,
поискового и учебного взаимодействия.
Реальное прямое обучение происходит как специально организованная познавательная
деятельность.
Проблемно-поисковые ситуации, которые используются в реальном обучении,
способствуют развитию математических представлений на основе эвристических
методов, когда понятия, свойства, связи и зависимости открываются ребенком
самостоятельно, когда им самим устанавливаются важнейшие закономерности.
Знания не самоцель обучения. Конечной целью является вклад в умственное развитие,
количественные и качественные позитивные сдвиги в нем, что он способен постигать
ее законы.
Работа в математическом кружке позволяет приобщать ребенка к игровому
взаимодействию, обогащать ее математические представления, интеллектуально
развивать дошкольника.
На занятиях математического кружка больше используются задачи-шутки, загадки,
задания на развитие логического мышления и др.

Актуальность программы
Данная программа позволяет в доступной и
интересной форме
целенаправленно и ускоренно формировать восприятие. В ней прослеживается
последовательный переход от простых к более сложным видам восприятия. Дети
старшего дошкольного возраста в игровой форме учатся выделять и обобщать
признаки предметов, чисел; определять последовательность событий; у детей
развиваются мыслительные операции анализа и синтеза.
Новизна
Особенность программы «Занимательная математика» заключается в том, что
ребёнок не просто учиться считать, а овладевает элементами логических действий
сравнения, классификации, обобщения.
В программе предлагаются увлекательные игры и упражнения для развития
логического мышления, позволяющие качественно подготовить детей к школе.
Педагогическая целесообразность
Педагогическая целесообразность программы «Занимательная математика»
обусловлена тем, что именно в дошкольном возрасте эмоциональное реагирование
представляет собой способ понимания ребёнком особенностей окружающего мира.
Реализация программы, принимает занимательный характер, предполагает
систему увлекательных игр и упражнений математической направленности.
Цель программы: Развитие интеллектуальных способностей, познавательной
активности, интереса детей к математике и желанию творчески применять полученные
знания.
Задачи:
Образовательные

1. Формировать умения считать в пределах 20,
упражнять в решение простых задач на сложение и
вычитание, закреплять понимание отношений между
числами.
2.Формировать представления о геометрических
фигурах и их свойствах.
3.Формировать умения ориентировки во времени,
пространстве, на плоскости.
4. Формировать умения решать логические задачи на
разбиение по свойствам;

Развивающие

1. Развивать логическое мышление.
2. Развивать мыслительную активность, умение

Воспитательные

наблюдать, анализировать, делать выводы.
3. Развивать самостоятельность, инициативность,
самоконтроль и активность личности в деятельности в
целом.
1.Воспитывать познавательную активность.
2. Воспитывать потребность к математическим
занятиям.
3.Воспитывать чувство коллективизма, товарищества.

Законодательно-нормативное обеспечение программы:
Федеральный закон РФ "Об образовании в Российской Федерации" № 273ФЗ (вступил в силу 01 сентября 2013 года);
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного
образования (утверждён приказом Министерства образования и науки
Российской Федерации от 17.10.2013 №1155);
«Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по
основным общеобразовательным программам дошкольного образования»
(приказ Министерства образования и науки РФ от 30.08.2013 №1014);
«Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и
организации режима работы дошкольных образовательных организаций.
СанПиН 2.4.3049-13» (утверждены постановлением Главного государственного
санитарного врача Российской Федерации от 15.10.2013 №26 «Об утверждении
СанПиН 2.4.3049-13).
Устав муниципального дошкольного образовательного учреждения
«Детский сад общеразвивающего вида № 12 «Голубок», принят общим
собранием работников МДОУ 09.12.2015г., утверждён Приказом Управления
социального развития администрации города №695 от 17.12.2015 года;
Основная
образовательная
программа МДОУ
«Детский
сад
общеразвивающего вида № 12 «Голубок», принята 10.09.2015 г. утверждёна
Приказом № 176 от 11.09.2015 г.
Положение о кружковой работе.
Приказ об организации кружковой работы ДОУ.

Принципы программы

1. Принцип деятельностного подхода. Деятельность — это совокупность действий,
направленных на достижение целей (по С.Л.Рубинштейну).
2. Принцип индивидуализации и дифференциации используемых методов, приемов и
средств с учетом имеющегося опыта детей. При общем задании могут совпадать
целевые установки, но способы выполнения каждым ребенком могут быть
различными и содержание задания может быть разным для отдельных детей в
зависимости от уровня их развития.
3. Принцип психологической комфортности. Занятия должны приносить детям
радость, а личностные отношения взрослого и ребенка строится на основе доверия,
взаимопонимания, доброжелательности. Доброжелательная атмосфера и позитивный
настрой очень важны, так как ребёнку, которого хвалят и поощряют каждый раз, когда
он выполняет что-либо, получает дополнительный стимул для последующих усилий.
Этому служат средства невербальной коммуникации: взгляд, улыбка, поглаживание,
физический контакт.
Методы организации работы кружка
- словесный метод обучения (объяснение, беседа, устное изложение, диалог, рассказ);
- метод игры (дидактические игры, на развитие внимания, памяти, игры-конкурсы); 10
- практический метод (выполнение работ на заданную тему, по инструкции);
- наглядный метод (с помощью наглядных материалов: картин, рисунков, плакатов,
фото);
- проблемный метод (постановка проблемы и поиск решения). Творческое
использование готовых заданий (предметов), самостоятельное их преобразование;
- частично-поисковый: решение проблемных задач с помощью педагога
Методы работы
Традиционные
Комбинированные
Практические занятия
Игры, конкурсы
Форма работы кружка
Тематическая совместная деятельность детей и педагога
Формы и режим занятий
Программа реализуется 1 раз в неделю, в форме кружкового занятия. В ней
используются увлекательные игры и упражнения с цифрами, геометрическими
фигурами, сказочные сюжеты, сказки и подвижные игры. В интеллектуальной

деятельности интегрируются рассказы педагога, наблюдения за его действиями,
творческая активность детей, рисование, аппликация, лепка, игры, слушание сказок,
что обеспечивает развивающий эффект.
Ожидаемые результаты
.Ожидаемые результаты работы ориентированы не только на сформированность
отдельных математических представлений и понятий у детей, но и на развитие
умственных возможностей и способностей, чувство уверенности в своих знаниях,
интереса к познанию, стремление к преодолению трудностей, интеллектуальному
удовлетворению. Развивая умственные способности детей, логическое мышление,
умение рассуждать, отстаивать своё мнение, способность логично и обстоятельно
выдвигать свои идеи, стремиться к тому, чтобы каждый ребёнок, посещающий
детский сад, в дальнейшем мог стать интересным, грамотным человеком, личностью.
Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной
программы
- диагностика вначале и в конце учебного года; - итоговое занятие для педагогов.
Работа с родителями
Родительские консультации, анкетирование, размещение наглядной информации.
Материалы, инструменты, оборудование, необходимые для реализации
программы
- цветные счетные палочки;
- цветные счетные палочки Кюизенера;
- мозаика;
- объемные геометрические фигуры;
- шаблоны из геометрических фигур;
- конструкторы;
- раздаточный материал (цифры);
12 - цветная бумага;
- блоки Дьенеша;
- тетради в крупную клетку.
Методическое обеспечение
• Михайлова З.А., Носова Е.А. «Логико-математическое развитие дошкольников.
Игры с блоками Дьенеша и цветными палочками. ФГОС», Детство-пресс, 2015
• Носова Е.А. «Логика и математика для дошкольников», библиотека программы
Детство, Санкт-Петербург, 2000
• Колесникова Е.В. «Программа «Математические ступеньки» ТЦ Сфера, М.2008
• Колесникова Е.В. «Демонстрационный материал: Математика для детей 6- 7лет» ТЦ
Сфера, М.,2007
• Петерсон Л.Г., Холина Н.П. «Математика для дошкольников» М.,1993
• Петерсон Л.Г., Кочемасова Е.Е. «Игралочка - ступенька к школе», Ювента, М.,2011

• Новикова В.П., Тихонова Л.И. "Развивающие игры и занятия с палочками
Кюизенера. Раздаточный материал" от 3 до 7 лет, 2008 г. 13
• Л.В. Минкевич Математика в детском саду, подготовительная к школе группа,
МОСКВА Издательство «Срипторий 2003» 2013г.
• Т.И. Тарабанина «Детям о времени», Ихдательство «Академия развития» 1996г.
Содержание программы
месяц
сентябрь
1

тема

цель

Мониторинг
Игра – аппликация:
«Красивые флажки»

Выявление простейших представлений у
детей: умение различать предметы по
цвету, форме расположению, умение
считать до 10 и обратно.
Формирование знаний о соседях числа.
Систематизирование понятия
«предыдущее, последующее».

2

«Соседи числа»

3

.«Геометрические фигуры»
«Волшебные фигуры»

4

Игра: «Концовка».

октябрь
1

2

3

4

«Пространственные
представления»
«Знаки : равно, не равно,
плюс, минус,
математические задачи,
ориентировка на листе.»
«Соотнесение количества
предметов с цифрой,
состав числа из двух
меньших. Логические
задачи.»
«Определение величины»

ноябрь
1

«Счёты»

2

«Сравнение»

Формирование представления о
геометрических фигурах и их свойствах,
развивать умение классифицировать
геометрические фигуры по определённым
признакам, зрительно-пространственное
восприятие, логическое мышление.
Включение в активный словарь терминов:
«выше», «ниже», «толстый», «тонкий»,
«высокий», «низкий».
Развитие представлений: «толстый»,
«худой», «высокий», «низкий», «слева»,
«справа», «левее», «правее», «между».
Формирование знания о знаках ,
формировать умения составлять задачи и
записывать ее.
Упражнение в решение простых задач на
сложение и вычитание

Развитие умений сравнивать длину, массу
(вес), размер предметов.
Формирование представления о счётах,
рассмотреть их, объяснить их назначение.
Формирование умений сравнивать

3

4

Декабрь
1

Геометрические фигуры»
«Заполни пустые
квартиры» Игра «Танграм»
Головоломки со счетными
палочками
Логические задачи» «Кто
лишний и почему»
«Собери бусы» «Найди
место» человека.
«По порядку рассчитайся!»

2

«Самый внимательный .
Выложи по образцу»

3

«Решение логических
задач» «Какая фигура
лишняя и почему»
«Лабиринт» «Задачи на
смекалку»
«Продолжи
закономерность»

4
январь
1

2

3
4

февраль
1

2

предметы по толщине, измерять,
пользуясь условной меркой.
Формирование умения преобразовывать
одну фигуру в другую..

Формирование представлений о левом и
правом углах, нижних и верхних углах,
левой и правой стороне листа
Формирование умения счетать в пределах
20.
Развитие зрительной памяти, умение
моделировать, развитие логического
мышления
Упражнять в преобразовании фигур,
умение составлять фигуру-силуэт, делить
квадрат на 2 и 4 равные части
Формирование пространственных
отношений: на, под, над.

Игра «Соедини по цифрам» Упражнять в порядковом счете в пределах
- «Трактор» и «Поезд».
20. Закреплять знание
последовательности чисел.
«Наведи порядок»
Упражнять в решение задач на сложение
«Задумай число»
и вычитание, закреплять понимание
отношений между числами, развивать
внимание, память, логические формы
мышления.
«Монеты.»
Познакомить с монетами достоинством
1,2,5,10 рублей и 1,5,10 копеек.
«Волшебные превращения Формировать представления о
геометрических фигур»
геометрических фигурах и их свойствах,
развивать умение классифицировать
геометрические фигуры по определённым
признакам.
Д/игра «Решаем задачи
бабушки Загадушки».
Д/игра «Сравни и
заполни».

Продолжать знакомить с монетами
достоинством 1,2,5,10 рублей, их набором
и разменом
Формировать умения осуществлять
зрительно-мысленный анализ способа
расположения фигур.

3

.«Определение величины»
«Измерительные приборы:
линейка, весы, часы»
«Линейки»

4

Измерение жидких
веществ.

Продолжать знакомить с правилами
измерения жидких веществ с помощью
условной меры.
Развивать логическое мышление детей.

2

Математические
логические задачи.
«Ты придумай, я решу»

3

«Волшебная линейка»

4
апрель
1

«Покажи, который час»

2

«Обведи дорожки»

3

Классификация

4

Графический диктант
«Крокодил»

май

Математическая загадка,
знаки: плюс, минус.
«Разбитая ваза» «На какую
фигуру похож предмет?»
«Составь картинку»
«Приключение Красной
Шапочки»

март
1

1

2

«Найди неправильную
цифру»

Развивать умение сравнивать длину,
массу (вес), размер предметов, расширять
представления детей о весах, рассказать,
какие бывают весы и их значение.

Упражнять в решение простых задач на
сложение и вычитание, закреплять
понимание отношений между числами,
развивать внимание, память, логические
формы мышления
Продолжить изучение отрезка, луча,
линий – прямой и ломанной, замкнутой и
незамкнутой; упражнять чертить линии с
помощью линейки.
Развивать чувство времени;
Упражнять находить и отличать
правильное написание цифр от
неправильных (перевернутых, зеркально
написанных)
Закрепить пространственные отношения:
впереди - сзади.
Упражнять детей в последовательном
анализе каждой группе фигур, выделении
и обобщении признаков, свойственных
фигурам и каждой из групп,
сопоставлении их, обоснование
найденного решения.
Закрепить умения ориентироваться на
листе бумаги в клетку, действовать в
заданном направлении: вниз, вправо,
влево; развитие слуховой памяти и
восприятия, развивать графомоторные
навыки
- Закреплять умения правильно
пользоваться знаками <, >, =
Закрепить умения конструирования из
простых геометрических фигур ;
Закрепить пройденный материал.

3
4

«Праздник математики»
Итоговая диагностика

Закрепить пройденный материал
Определить уровень
сформированности математических
навыков.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».