Содержание:
1.
1.
2.
3.
4.
Пояснительная записка:
Актуальность.
Цель и задачи.
Место занятий кружка в учебном плане.
Основные принципы и методические приемы.
1. Результативность работы
1. Методы контроля усвоения программного материала
1. Содержание программы:
1. Перспективный план
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
1.
1.
2.
3.
4.
Срок проведения: с 1 сентября по 31 мая
Возрастная группа: дети 4-5 лет
Количество занятий в год: 36
Периодичность занятий: 1 раза в неделю
Форма организации: групповая
Длительность занятий: 20 минут
Место проведения кружка: групповая комната
Методическое обеспечение:
Петерсон Л.Г., Кочемасова Е.Е. Игралочка. Практический курс математики для
дошкольников. Методические рекомендации. – М.: Издательство «Ювента», 2006 (3-е
издание);
Математическое развитие детей 4-7 лет: игровые занятия / авт.-сост. Л. В. Колесова. Изд. 2-е,
доп. – Волгоград: Учитель, 2014;
Богуславская, 3. М. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста / М.
Богуславская, Е. О. Смирнова. -М.: Просвещение, 1991;
Математика от трех до семи: учеб.-метод. пособие для воспитателей дет. садов / сост. 3. А.
Михайлова, Э. Н. Иоффе. – СПб.: Детство-Пресс, 2001.
Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л. 30 занятий для успешного развития ребенка. 4 года, Рабочая
тетрадь, часть 1 и 2– АО «Первая образцовая типография»;
1. Актуальность
Психологами всего мира признано, что наиболее интенсивное интеллектуальное развитие детей
приходится на период с 5 до 8 лет. Одним из наиболее значимых компонентов интеллекта
является способность логически мыслить. Логическое мышление формируется на основе
образного и является высшей стадией развития мышления. Достижение этой стадии –
длительный и сложный процесс, так как полноценное развитие логического мышления требует
не только высокой активности умственной деятельности, но и обобщенных знаний об общих и
существенных признаках предметов и явлений действительности.
Актуальность проекта развития познавательных способностей у детей дошкольного возраста
продиктована современной действительностью. Мы живём в стремительно меняющемся мире,
в эпоху информации, компьютеров, спутникового телевидения, мобильной связи, интернета.
Информационные технологии дают нам новые возможности. Наших сегодняшних
воспитанников ждёт интересное будущее. А для того, чтобы они были успешными, умело
ориентировались в постоянно растущем потоке информации, нужно научить их легко и быстро
воспринимать информацию, анализировать её, применять в освоении нового, находить
неординарные решения в различных ситуациях. В соответствии с современными тенденциями
развития образования, мы должны выпустить из детского сада человека любознательного,
активного, принимающего живое, заинтересованное участие в образовательном процессе,
обладающего способностью решать интеллектуальные и личностные задачи, а также
овладевшего универсальными предпосылками учебной деятельности – умением работать по
правилу, по образцу, по инструкции. Роль математической логики при этом невозможно
переоценить. Проанализировав содержание современных обучающих программ начальной
школы, мы можем с уверенностью сказать, что логической составляющей в них придаётся
важнейшее значение. Чтобы школьник не испытывал трудности буквально с первых уроков и
ему не пришлось учиться с нуля, уже сейчас, в дошкольный период, необходимо готовить
ребенка соответствующим образом.
Математическая грамотность, развитое логическое мышление – это залог успешного обучения
выпускника детского сада в школе.
Содержание программы направлено на овладение детьми 4-5 лет важнейшего навыка
логического мышления – способность «действовать в уме». На каждом возрастном этапе
создается как бы определенный «этаж», на котором формируются психические функции,
важные для перехода к следующему этапу.
2. Цель кружковой работы – овладение детьми дошкольного возраста приемами логического
мышления через систему занятий познавательной направленности кружка «Занимательная
математика».
Образовательные задачи:
Понимание и использование числа как показателя количества, итога счета, освоение способов
восприятия различных совокупностей (звуков, событий, предметов), сравнения их по
количеству, деления на подгруппы, воспроизведения групп предметов по количеству и числу.
Освоение практического деления целого на части, соизмерения величин с помощью предметов–
заместителей.
Освоение умений пользоваться схематическим изображением действий, свойств, придумывать
новые знаки символы; понимание замещения конкретных признаков моделями.
Сравнение объектов по пространственному расположению (слева (справа)), впереди (сзади
от…), определение местонахождения объекта в ряду (второй, третий).
Определение последовательности событий во времени (что сначала, что потом) по картинкам и
простым моделям.
Развитие умения замечать не только ярко представленные в предмете (объекте) свойства, но и
менее заметные, скрытые.
Устанавливать связи между качествами предмета и его назначением, выявлять простейшие
зависимости предметов (по форме, размеру, количеству) и прослеживать изменения объектов
по одному – двум признакам.
Развитие психических процессов: абстрактно-логического и наглядно-образного
мышления, памяти, внимания.
Развитие любознательности: формировать умение задавать поисковые вопросы («Почему?»,
«Зачем?», «Откуда?»), высказывать мнения, делится впечатлениями, стремится отразить их в
продуктивной деятельности.
Формирование наблюдательности, замечая новые объекты, изменения в ближайшем
окружении.
Совершенствование диалогической речи детей: умение слушать собеседника, понимать
вопросы, смысл заданий, уметь задавать вопросы, отвечать на них.
Обучение деятельности – умению ставить цели, организовывать свою деятельность, оценивать
результаты своего труда.
Все занятия построены на игровых упражнениях и заданиях. В программе широко
представлены математические развлечения: задачи – шутки, загадки, головоломки, лабиринты,
игры на развитие пространственных представлений. Они не только вызывают интерес своим
содержанием, занимательной формой, но и побуждают детей рассуждать, мыслить, находить
правильный ответ. Особое внимание уделено развитию у детей самостоятельности,
наблюдательности, находчивости, сообразительности. Этому способствуют разнообразные
логические игры, задачи, упражнения. Для решения этих заданий необходим анализ условий,
правил, содержания игры или задачи и, в итоге, требуется применение математического
умозаключения.
Большое место на занятиях кружка занимают дидактические игры и упражнения. Они являются
ценным средством воспитания умственной активности детей, активизируют психические
процессы (внимание, мышление, память, воображение и др.), вызывают интерес к процессу
познания и, что очень важно, облегчают процесс усвоения знаний. В программу включены
игровые и занимательные задания на развитие пространственных представлений, развитие
умений математического конструирования, величина, форма, размер.
Темы подобраны с учётом возрастных особенностей детей.
Используемые пособия: блоки Дьенеша, палочки Кьюизенера, задачи в стихах, счётные
палочки, математический конструктор, цифры, наглядные пособия, дидактические игры, лото.
3. Место кружковой работы в учебном плане:
Работа кружка осуществляется во второй половине дня. Общее количество занятий в год – 36
, из них 2 занятия – контрольные (педагогическая диагностика в начале и в конце учебного
года).
С целью осуществления индивидуального подхода к детям и личностно-ориентированного
взаимодействия педагога и ребёнка, непосредственная образовательная деятельность
проводится с группой детей 13 человек, 1 раз в неделю.
4.Основные принципы и методические приемы:
Занятия кружка построены на основных принципах и методических приемах, которые
решают современные образовательные задачи с учетом ФГОС ДО.
Принципы проведения занятий:
системность,
наглядность,
цикличность построения занятий,
доступность,
проблемность,
развивающий и воспитательный характер проведения заданий.
Методические приемы:
констатация успеха;
поддержка ребенка в ситуации неудачи;
одобрение поведения;
анализ игровой ситуации расширение кругозора;
создание ситуации успеха постепенное усложнение задачи;
безопасности, доверия;
демонстрация опыта в целях познавания свойств предметов, отношений;
анализ образцов поведения сказочных героев.
прием антропоморфизма (очеловечивание предметов);
прослушивание тематических аудиозаписей, сказок, звуков природы;
тематический просмотр видеозаписей;
эффект неожиданности, непривычности задания, игры, решения , поощрения
движение к открытию комплимент благодарность;
К концу учебного года дети должны:
выделять свойства предметов, находить предметы схожие и различные по внешним признакам;
разбивать множество на подмножества, характеризующиеся общим свойством;
сопоставлять части и целое для предметов и действий;
называть главную функцию (назначение) предметов;
расставлять события в правильной последовательности;
выполнять перечисляемую или изображенную последовательность действий;
применять какое – либо действие по отношению к разным предметам;
описывать простой порядок действий для достижения заданной цели;
находить ошибки в неправильной последовательности простых действий;
проводить аналогию между разными предметами;
составлять алгоритм решения логических заданий.
III. Педагогический анализ развития познавательных способностей детей (диагностика)
Педагогический анализ развития познавательных способностей детей (диагностика) проводится
2 раза в год (вводный – в сентябре, итоговый – в мае)
Оценка эффективности реализации кружковой деятельности проводится на основе:
данных планового педагогического обследование уровня математического развития детей
(сентябрь и май);
бесед с воспитанниками и их родителями;
проведение консультаций для родителей
ДИАГНОСТИКА
Педагогическая диагностика овладения детьми
математическими представлениями и навыками в средней группе.
Методика диагностики:
1. Умение считать в пределах 10 в прямом порядке и в пределах 5 в обратном порядке.
2. Умение сравнивать группы предметов, содержащие до 10 предметов, на основе составления
пар, выражать словами, каких предметов больше, меньше, поровну.
3. Умение узнавать цифры в пределах 10.
4. Умение сравнивать, опираясь на наглядность, рядом стоящие числа в пределах 5.
5. Умение сравнивать предметы по длине, ширине, высоте, раскладывать до 5 предметов в
возрастающем порядке, выражать в речи соотношение между ними (шире – уже, длиннеекороче и т.д.)
6. Умение узнавать и называть квадрат, круг, треугольник, прямоугольник, цилиндр.
7. Умение называть части суток, дни недели, месяцы в году, устанавливать их
последовательность.
8.
Умение определять направление движения от себя (направо, налево, вперёд, назад,
вверх, вниз).
9. Умение показывать правую и левую руки, предметы, расположенные справа и слева от
неживого объекта
Оценка знаний:
1 балл – ребёнок не ответил
2 балла – ребёнок ответил с помощью воспитателя
3 балла – ребёнок ответил правильно, самостоятельно.
Подсчёт результатов:
9 – 14 баллов – низкий уровень
15 – 20 – средний уровень
21 – 27 – высокий уровень
Перспективный план работы кружка «Занимательная математика»
Неделя
Тема
Педагогическая
диагностика
«Путешествие в
Сентябрь осенний парк»
1 неделя
Цель
Выявить уровень математических представлений.
Закрепить умение выделять отдельные предметы из
группы, видеть много и один в окружающей
обстановке и описывать наблюдения с помощью
соответствующих слов.
Закрепить умение сравнивать группы предметов способом
приложения.
Совершенствовать умение группировать предметы.
Совершенствовать умение работать правой рукой слева направо
при раскладывании
Закреплять умение сравнивать множества.
Упражнять в различении цветов и оттенков предметов.
2 неделя
«Приключения
Мишутки»,
«Сравнение
множества»
3 неделя
Закреплять умение сравнивать предметы по длине и ширине,
употреблять в речи слова длиннее – короче, шире –
уже; выстраивая соответствующие сериационные ряды.
«Сравнение предметов Закреплять умение сравнения двух групп предметов по
количеству этих предметов.
по длине и ширине,
Развивать воображение детей.
количеству»,
«Знакомимся с
Познакомить с цифрами 1 и 2.
цифрами 1и 2»
Закрепить знания о геометрических фигурах.
Упражнять в складывании целого изображения из нескольких
частей, развитие сенсорного восприятия и мелкой моторики рук
4 неделя
Октябрь
1 неделя
«Собери из частей»,
«Мастерская форм»
Развивать умение из палочек выкладывать геометрические
формы
«Ориентировка в
пространстве»,
«Временные понятия»
Закреплять умение составлять и выделять группы из одного или
двух предметов; обозначать количество предметов
соответствующей цифрой.
Закреплять знания о пространственной направленности: вверх,
вниз, вперед, назад.
Познакомить с понятиями: «вчера», «сегодня»,
«завтра». Развивать внимание, творческое воображение.
«Цифра 3», «Счет в
пределах трех »
Формировать умение детей считать до трех; показать образование
числа 3; учить обозначать число 3 цифрой.
Закреплять навыки счета в пределах 3 и знание соответствующих
цифр.
Закреплять умение сравнивать предметы по длине, обозначая
словами результаты сравнения.
«Нарисуй картинку
палочками», «Цифра
4»
Продолжать учить детей схематически изображать различные
предметы, геометрические фигуры с помощью палочек. Развивать
мыслительные операции.
Учить детей считать до 4; обозначать число 4 цифрой
«Счет в пределах 4-х.
Соотношение
количества предметов
с цифрой», «Время
года. Сезоны»
Упражнять детей в умении считать до 4-х; отражать в речи
равенство и неравенство групп предметов.
Закреплять умение обозначать количество предметов с помощью
цифр.
Учить детей отсчитывать количество предметов в пределах 4.
Закреплять навыки конструирования.
Познакомить детей с понятием «сезоны», рассказать сколько их.
«Пара», «Интересные
слова «между», «за»,
«перед»»
Уточнить понимание детей значения слова «пара»
Продолжать формировать умение ориентироваться в
пространстве, закреплять умение строиться друг за другом,
называя себя по порядку. Уметь называть своё местоположение
относительно других.
«Знакомство с цифрой
5», «Игры с
камешками»
Формировать умение у детей считать до 5; познакомить с
образованием числа 5; учить обозначать число 5
соответствующей цифрой.
Познакомить детей с камнями Марблс, формировать умение
составлять узор из них. Закреплять знание цвета, формы, размера.
Развивать творческое воображение.
«Счет до пяти.
Соотношение
количества предметов
с цифрой», « В гостях
у лесных жителей»
Упражнять детей в счете до пяти; учить правильно называть
числительные, обозначать количество предметов цифрой.
Продолжать учить детей схематически изображать различные
предметы, геометрические фигуры с помощью палочек.
Закреплять умение детей считать до пяти, обозначая количество
предметов соответствующей цифрой. Закрепить умение
сравнивать и уравнивать множества на основе счета.
«Сравнение по
толщине,
высоте», «На что
похоже?»
Формировать умение сравнивать предметы по толщине, высоте,
употреблять в речи слова толще – тоньше, выше –
ниже, выстраивая соответствующие сериационные ряды.
Упражнять в умении различать геометрические фигуры в
знакомых предметах.
Развивать умение детей составлять узоры из геометрических
фигур по образцу.
Декабрь
2 неделя
«Знакомство с цифрой
6», « Счет в пределах
6. Знакомство с
прямоугольником»
Учить детей считать в пределах 6; познакомить с образованием
числа 6. Учить выделять в силуэтах предметов знакомые
геометрические фигуры и определять их количество
Закрепить умение считать в пределах 6; познакомить с цифрой 6.
Познакомить более углубленно с геометрической фигурой
«прямоугольником»
3 неделя
«Разрезанные
Закреплять умение составлять предмет или несложный сюжет по
2 неделя
3 неделя
4 неделя
Ноябрь
1 неделя
2 неделя
3 неделя
4 неделя
картинки»,
«Образование числа 7»
образцу.
Познакомить детей с образованием числа 7.
Закрепить представления детей о прямоугольнике.
«Цифра 7», «Дни
недели»
Закрепить умение считать в пределах 7; познакомить с цифрой 7.
Развивать наблюдательность, умение ориентироваться в
пространстве.
Познакомить детей с днями недели, их порядком и названием
каждого дня. Объяснить, почему именно так.
«Образование числа 8.
Цифра 8»
Познакомить с образованием числа 8. Учить обозначать число 8
соответствующей цифрой.
Закреплять знания о геометрических фигурах.
Развивать наблюдательность; учить видеть различия в похожих
предметах.
«Счет до 8. Знакомство
с овалом»
Упражнять детей в счете до 8; учить обозначать число
соответствующей цифрой.
Познакомить детей с овалом, формировать умение находить
предметы овальной формы в окружающей обстановке
«Слева,
справа»«Рисование
фигур по точкам»
Формировать умение понимать и использовать в речи слова
«слева», «справа», «посередине»,
формировать представление о положении предмета справа и
слева от себя.
Развивать графические навыки детей, закреплять представление о
геометрических фигурах. Формировать умение ориентироваться
на листе бумаги.
«Образование числа 9,
Цифра 9»
Развивать умение детей считать в пределах 9. Показать
образование числа 9, познакомить с соответствующей цифрой.
Продолжать упражнять детей в видоизменении геометрических
фигур.
Февраль
1 неделя
.«Число 10», «Близко
– далеко»
Учить детей считать в пределах 10. Обозначать число
соответствующей цифрой.
Продолжать умение ориентироваться в пространстве, умение
называть расположение предмета относительно других
предметов.
2 неделя
«Что такое
«порядок»?»,
«Закрепление навыков
количественного и
порядкового счета в
пределах10»
Объяснить, что такое «порядок числа», расставить числа по
порядку, познакомить с порядковыми числами.
Закреплять навыки количественного и порядкового счета в
пределах 10.
«Позовем белку в
гости»
Закреплять умение считать до 10; обозначать результаты счета
цифрами.
Учить детей изображать план комнаты, заменяя конкретные
предметы схематическими изображениями.
«Лесенка»,
«Приключения Зайки»
Развивать графические навыки детей, умение ориентироваться на
листе бумаги, находить «верх, низ, лево, право» на листе бумаги,
выполнять графические задания.
4 неделя
Январь
1 неделя
2 неделя
3 неделя
4 неделя
3 неделя
4 неделя
Упражнять в умении ориентироваться на плане помещения
Март
1 неделя
«Знакомство с
понятием
“симметрия”»,
«Закрепление знаний о
симметричных
фигурах»
Познакомить детей с понятием симметрия.
Закрепить знания о геометрических фигурах.
Закреплять знания о симметричных фигурах. Совершенствовать
умение создавать изображения из геометрических фигур
2 неделя
«Какие бывают
линейки», «Рисуем по
линейке»
Познакомить детей с линейкой, рассказать о её значении
Формировать умение проводить прямые линии и рисовать по
линейке. Развивать умение рисовать фигуры, используя линейку.
3 неделя
- «Знакомство с
фигурами – шар, куб,
конус, цилиндр»
Знакомить детей с объёмными фигурами
«Математическое
домино, «Задачи на
смекалку»
Закреплять умение соотносить число и количество предметов.
Развивать
внимание, воображение, наблюдательность.
Развивать логику, находчивость, внимательность.
«В городе
геометрических
фигур»
Выявить уровень сформированности представлений детей по
ФЭМП
Закреплять знания о геометрических фигурах.
Закреплять умение закрашивать замкнутые области.
«Когда это бывает?»,
«Путешествие по
комнате»
Закреплять знания детей о времени суток, порядке его
наступления; днями недели, их порядком и названием каждого
дня.
Закреплять понятия вверху, внизу, слева, справа, над, под
и т.д. Развивать логику, находчивость, внимательность
«Магазин игрушек»,
«Гуси-лебеди»
Упражнять в количественном и порядковом счете.
Совершенствовать умение ориентироваться на плане группы.
Проверить умение детей считать до 10.
Совершенствовать умение сравнивать до пяти предметов.
Совершенствовать умение ориентироваться на плане помещения.
Развлечение «Клуб
знатоков»
Создать условия для развития логического мышления,
сообразительности, внимания.
4 неделя
Апрель
1 неделя
2 неделя
3 неделя
4 неделя
Май
1 неделя
«Волшебное
превращение
геометрических
фигур»
Развивать умение вырезать по контуру геометрические фигуры.
Развивать умение сгибать фигуры пополам равняя стороны.
2 неделя
«Найди не достающую
цифру»
Формировать умение видеть пропущенное число в цифровом
ряду.
Развивать сообразительность.
3 неделя
«Цифры заблудились»
Закрепить умение считать до 10.
Развивать умение правильно называть числительные.
4 неделя
Итоговое занятие:
Систематизировать и обобщать знания, полученные за год.
«Волшебная страна
математики»
Методическое обеспечение:
1.Петерсон Л.Г., Кочемасова Е.Е. Игралочка. Практический курс математики для
дошкольников. Методические рекомендации. – М.: Издательство «Ювента», 2006 (3-е
издание);
2.Математическое развитие детей 4-7 лет: игровые занятия / авт.-сост. Л. В. Колесова. Изд.
2-е, доп. – Волгоград: Учитель, 2014;
3.Богуславская, 3. М. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста / М.
Богуславская, Е. О. Смирнова. -М.: Просвещение, 1991;
4.Математика от трех до семи: учеб.-метод. пособие для воспитателей дет. садов / сост. 3. А.
Михайлова, Э. Н. Иоффе. – СПб.: Детство-Пресс, 2001.
5.Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л. 30 занятий для успешного развития ребенка. 4 года, Рабочая
тетрадь, часть 1 и 2– АО «Первая образцовая типография».