Пояснительная записка.
Танцевальное искусство - это мир красоты движения, звуков, световых красок,
костюмов, то есть мир волшебного искусства. Особенно привлекателен и интересен этот мир
детям. Танец обладает скрытыми резервами для развития и воспитания детей. Соединение
движения, музыки и игры, одновременно влияя на ребенка, формируют его эмоциональную
сферу, координацию, музыкальность и артистичность, делают его движения естественными
и красивыми. На занятиях танцами дети развивают слуховую, зрительную, мышечную
память, учатся благородным манерам. Воспитанник познает многообразие танца:
классического, народного, бального, современного и др. Танцевальное искусство
воспитывает коммуникабельность, трудолюбие, умение добиваться цели, формирует
эмоциональную культуру общения. Кроме того, оно развивает ассоциативное мышление,
побуждает к творчеству.
Новизна настоящей программы заключается в том, что в ней интегрированы такие
направления, как ритмика, хореография, музыка, пластика, сценическое движение, даются
детям в игровой форме и адаптированы для дошкольников. Ее отличительными
особенностями является: активное использование игровой деятельности для организации
творческого процесса – значительная часть практических занятий. Педагогическая
целесообразность программы заключается в поиске новых импровизационных и игровых
форм.
Рабочая программа разработана с учетом основных принципов, требований к
организации и содержанию к учебной деятельности в ДОУ, возрастных особенностях детей.
Программа рассчитана на один год обучения и рекомендуется для занятий детей с 5 до
7 лет.
Учебная программа реализуется посредством основной общеобразовательной
программы, технологией по ритмической пластике для детей «Ритмическая мозаика» А.И.
Бурениной, дополнительной программой по хореографии для детей дошкольного возраста
«Прекрасный мир танца» О.Н. Калининой.
1.2 Цель программы – приобщение детей к танцевальному искусству.
Задачи:
Образовательные:
Обучить детей танцевальным движениям.
Формировать умение слушать музыку, понимать ее настроение, характер, передавать
их танцевальными движениями.
Формировать пластику, культуру движения, их выразительность.
Формировать умение ориентироваться в пространстве.
Формировать правильную постановку корпуса, рук, ног, головы.
Воспитательные:
Развить у детей активность и самостоятельность, коммуникативные способности.
Формировать общую культуру личности ребенка, способность ориентироваться в
современном обществе.
Формировать нравственно-эстетические отношения между детьми и взрослыми.
Создание атмосферы радости детского творчества в сотрудничестве.
Развивающие:
Развивать творческие способности детей.
Развить музыкальный слух и чувство ритма.
Развить воображение, фантазию.
Оздоровительные:
укрепление здоровья детей.
1.3 Принципы и подходы к формированию Программы.
принцип сознательности и активности — обучение эффективно, когда ребенок
проявляет познавательную и двигательную активность.
принцип системности и последовательности предполагает преподавание и
усвоение навыков и умений в определенном порядке, системе;
принцип доступности требует учитывать особенности развития детей, их уровень
усвоения музыки и движений;
принцип наглядности — ИКТ включают в работу максимальное количество органов
чувств зрительный, слуховой и тактильный;
принцип полноты и целостности музыкального образования детей,
подразумевающий совокупность знаний, умений и навыков по всем видам детской
музыкально-двигательной деятельности, их органическую взаимосвязь.
2. Планируемые результаты освоения программы.
В результате проделанной работы дети проявляют стойкий интерес и потребность к
музыкально-ритмическим занятиям, осваивается необходимый объём движений
классического, народного, бального танцев, а также танцев современного направления. У
них формируется основа культуры движения, красивая осанка. Более совершенным
становится чувство ритма.
Дети понимают ориентировку на себе – правая рука (нога), левая рука (нога), и от
себя – (направо, налево, вперёд, назад). Они хорошо ориентируются в пространстве зала и
выполняют различные построения и перестроения: в колонну, в шеренгу, по диагонали,
врассыпную, по линии танца, противоходом и т.д.
У детей появляются такие личностные качества, как уверенность, целеустремлённость,
активность, желание показать свои достижения зрителям. Меняется и протекание
психических процессов: отмечается сосредоточенность, устойчивость внимания, улучшение
запоминания и воспроизведения, проявление творческого воображения.
2.1 Ожидаемые результаты и способы их проверки.
В соответствии с поставленными целями и задачами образовательной программы
танцевального кружка «Аленький цветочек» после освоения содержания программы
ожидаются следующие результаты.
Дошкольник будет знать:
музыкальные размеры, темп и характер музыки;
хореографические названия изученных элементов;
требования к внешнему виду на занятиях;
знать позиции ног.
Воспитанник будет уметь:
воспроизводить заданный ритмический рисунок хлопками;
владеть корпусом во время исполнения движений;
ориентироваться в пространстве;
координировать свои движения;
исполнять хореографический этюд в группе.
Итоговое занятие проводится в форме концерта. Концерт является основной и конечной
формой контроля знаний, умений, навыков и творческой самореализации дошкольников
2.2. Формы, способы, методы и средствареализациипрограммы.
Модель образовательного процесса.
Рабочая программа танцевального кружка предлагает проведение занятий 2 раза в
неделю. Исходя из календарного года (с 1сентября по 31 мая).
Количество занятий в год - 64
Занятия длятся в старшей 25 мин, в подготовительной к школе группе 30-35 мин.
3. Структура построениязанятия
Занятие по хореографии строится по классическому принципу.
Это вводная, подготовительная, основная, заключительнаячасти занятия.
Вводная часть:
вход детей в зал;
расстановка детей в зале;
проверка у детей осанки, позиции ног, рук, головы;
приветственный поклон.
Подготовительная часть:
Разминка;
дыхательная гимнастика.
Основная часть:
разучивание элементов и комбинаций танца;
разучивание хореографических номеров;
элементы партерной гимнастики;
музыкально-танцевальная игра.
Заключительная часть:
проверка у детей осанки, позиции ног, рук, головы;
прощальный поклон;
выход детей из зала.
Перспективное планирование танцевального кружка
«Аленький цветочек» Старшая группа
Месяц
Тема
Сентябрь
1. Вводное занятие.
Диагностика уровня музыкально-двигательных способностей
детей на начало года.
2.а) Тема «Культура поведения на занятиях хореографии»:
- познакомить детей с правилами и манерой поведения;
- с формой одежды и прической;
- с отношениями между мальчиками и девочками.
б) Разминка «Фиксики»
в) танец-игра «Пяточка-носочек»
3. а) Разминка «Фиксики»
б) Классический экзерсис: Упражнения на ориентировку в
пространстве:положение прямо (анфас), полуоборот, профиль.
Положения и движения ног: позиции ног (выворотные); relleve
по 1,2,3 позициям.
в) танец-игра: «Пяточка-носочек»
4. а) Разминка «Фиксики»
б) Классический экзерсис: Упражнения на ориентировку в
пространстве: квадрат. Положения и движения ног: sotte по 1,2.6,
sotte в повороте (по точкам зала).
в) танец-игра: «Пяточка-носочек»
1.а) Разминка «Фиксики»
б) Классический экзерсис: Положения и движения ног: demi –
plie по 1,2,3 позициям; сочетание маленького приседания и
подъема на полупальцы, шаги на полупальцах с продвижением
вперед и назад.
в) танец-игра «Почесали ручкой ушки»
2. а) Разминка «Фиксики»
б) Классический экзерсис: Упражнения на ориентировку в
пространстве: свободное размещение по залу, пары, тройки.
Положения и движения ног: шаги с высоким подниманием ноги
согнутой в колене вперед и назад на полупальцах; demi-plie с
одновременной работой рук.
в) танец-игра «Почесали ручкой ушки»
3. а) Разминка «Фиксики»
в) Классический экзерсис: Танцевальная комбинация,
основанная на элементах классического танца.
г) танец-игра «Почесали ручкой ушки»
4. а) Разминка «Фиксики»
в) Классический экзерсис: Танцевальная комбинация,
основанная на элементах классического танца.
г) танец-игра «Почесали ручкой ушки»
1. а) Тема «Танцевальное искусство».
- Познакомить детей с понятиями «танцевальное искусство»,
«хореографический образ», «пластика», «жест»,
«выразительность».
б) Разминка «Фиксики»
в) танец-игра «Разноцветная игра»
2. а) Разминка «Фиксики»
Октябрь
Ноябрь
Декабрь
Январь
б) Народный экзерсис: Положения и движения рук: положение
рук на поясе – кулачком; смена ладошки на кулачок. Движения
ног: шаг с каблука в народном характере; простой шаг с
притопом.
в) танец-игра «Разноцветная игра»
3. а) Разминка «Фиксики»
б) Народный экзерсис: Положения и движения рук: переводы
рук из одного положения в другое (в характере русского танца).
в) танец-игра «Разноцветная игра»
4. а) Разминка «Фиксики»
б) Народный экзерсис: Движения ног: простой переменный шаг
с выносом ноги на каблук в сторону (в конце музыкального
такта); простой переменный шаг с выносом ноги на пятку в
сторону и одновременной открыванием рук в стороны (в
заниженную 2 позицию).
в) танец-игра «Разноцветная игра»
1. а) Тема «Виды хореографии».
- Познакомить детей с видами хореографии:
классический, народный, бальный, историко-бытовой и
современные танцы.
б) Разминка «Фиксики»
в) Народный экзерсис: Движения ног: battementtendu вперед и в
сторону на носок (каблук) по 1 свободной позиции, в сочетании
с demi-plie; притоп простой, двойной, тройной.
г) разучивание движений к танцу «Новогодняя сказка»
2. а) Разминка «Фиксики»
б) Народный экзерсис: Положения и движения рук:
«приглашение». Движения ног: простой русский шаг назад через
полупальцы на всю стопу; хлопки в ладоши – двойные, тройные;
руки перед грудью – «полочка».
в) разучивание движений к танцу «Новогодняя сказка»
3. а) Разминка «Фиксики»
б) Народный экзерсис: Положения рук в паре:
«лодочка» (поворот под руку).
Движения ног: Простой шаг с притопом с продвижением вперед,
назад; простой бытовой шаг по парам под ручку вперед, назад;
танцевальный шаг по парам (на последнюю долю приседание и
поворот корпуса в сторону друг друга).
в) разучивание танца «Новогодняя сказка»
4. а) Разминка «Фиксики»
б) разучивание танца «Новогодняя сказка»
в) танец-игра «Новогодний хоровод»
1. а) Разминка «Фиксики»
б) Партерный экзерсис
в) разучивание движений к танцу «Зима»
г) танец-игра «Запрещенное движение»
2. а) Разминка «Фиксики»
б) Партерный экзерсис
в) разучивание движений к танцу «Зима»
г) танец-игра «Запрещенное движение»
3. а) Разминка «Фиксики»
б) Партерный экзерсис
Февраль
Март
Апрель
Май
в) разучивание танца «Зима»
г) танец-игра «Запрещенное движение»
4. а) Разминка «Фиксики»
б) Партерный экзерсис
в) разучивание танца «Зима»
г) танец-игра «Запрещенное движение»
1. а) Разминка «Фиксики»
б) Партерный экзерсис
в) разучивание движений к танцу «Папуасы»
г) танец-игра «У оленя дом большой»
2. а) Разминка «Фиксики»
б) Партерный экзерсис
в) разучивание движений к танцу «Папуасы»
г) танец-игра «У оленя дом большой»
3. а) Разминка «Фиксики»
б) Партерный экзерсис
в) разучивание танца «Папуасы»
г) танец-игра «У оленя дом большой»
4. а) Разминка «Фиксики»
б) Партерный экзерсис
в) разучивание танца «Папуасы»
г) танец-игра «У оленя дом большой»
1. а) Разминка «Фиксики»
б) Партерный экзерсис
в) разучивание движений к танцу «Мы маленькие звезды»
г) танец-игра «У жирафа пятна»
2. а) Разминка «Фиксики»
б) Партерный экзерсис
в) разучивание движений к танцу «Мы маленькие звезды»
г) танец-игра «У жирафа пятна»
3. а) Разминка «Фиксики»
б) Партерный экзерсис
в) разучивание танца «Мы маленькие звезды»
г) танец-игра «У жирафа пятна»
4. а) Разминка «Фиксики»
б) Партерный экзерсис
в) разучивание танца «Мы маленькие звезды»
г) танец-игра «У жирафа пятна»
1. а) Разминка «Фиксики»
б) Партерный экзерсис
в) повторение танцев «Новогодняя сказка», «Зима»
г) танец-игра «Давай попрыгаем»
2. а) Разминка «Фиксики»
б) Партерный экзерсис
в) Повторение танцев «Папуасы», «Мы маленькие звезды»,
г) танец-игра «Давай попрыгаем»
3. а) Разминка «Фиксики»
б) Репетиция к концерту.
4. Отчетный концерт для родителей.
1. а) Разминка «Фиксики»
б) Партерный экзерсис
в) танец-игра «Давай попрыгаем»
2. а) Разминка «Фиксики»
б) Партерный экзерсис
в) танец-игра «Давай попрыгаем»
3. Диагностика уровня музыкально-двигательных способностей
детей на конец года.
Перспективное планирование танцевального кружка
«Аленький цветочек»
Подготовительная к школе группа
Месяц
Тема
Сентябрь
1. Вводное занятие.
Диагностика уровня музыкально-двигательных способностей
детей на начало года.
2. а) Тема «Танцы народов мира».
- Познакомить детей с особенностями национальных культур.
б) Разминка «По странам»
в) Партерный и классический экзерсис
г) танец-игра «Запрещенное движение»
3. а) Разминка «По странам»
б) Партерный экзерсис
в) разучивание танца «Африканская саванна»
г) танец-игра «Запрещенное движение»
4. а) Разминка «По странам»
б) Партерный и классический экзерсис
в) разучивание танца «Африканская саванна»
г) танец-игра «Запрещенное движение»
1.а) Разминка «По странам»
б) Партерный и классический экзерсис
в) разучивание танца «Африканская саванна»
г) танец-игра «Паровозик»
2. а) Разминка «По странам»
б) Партерный и классический экзерсис
в) разучивание танца «Танго»
г) танец-игра «Паровозик»
3. а) Разминка «По странам»
б) Партерный и классический экзерсис
в) разучивание танца «Танго»
г) танец-игра «Паровозик»
4. а) Разминка «По странам»
б) Партерный экзерсис
в) разучивание танца «Танго»
г) танец-игра «Паровозик»
1. а) Разминка «По странам»
б) Партерный экзерсис
в) разучивание танца «Греческие богини», «Лезгинка»
г) танец-игра «Чуча-чача»
2. а) Разминка «По странам»
в) Партерный экзерсис
г) разучивание танца «Греческие богини», «Лезгинка»
д) танец-игра «Чуча-чача»
Октябрь
Ноябрь
Декабрь
Январь
Февраль
3. а) Разминка «По странам»
в) Партерный экзерсис
г) разучивание танца «Греческие богини», «Лезгинка»
д) танец-игра «Чуча-чача»
4. а) Разминка «По странам»
в) Партерный экзерсис
г) разучивание танца «Греческие богини», «Лезгинка»
д) танец-игра «Чуча-чача»
1. а) Разминка «По странам»
в) Партерный экзерсис
г) разучивание танца «Сомбреро», «Украинская полька»
д) танец-игра «Буги-вуги»
2. а) Разминка «По странам»
в) Партерный экзерсис
г) разучивание танца «Сомбреро», «Украинская полька»
д) танец-игра «Буги-вуги»
3. а) Разминка «По странам»
в) Партерный экзерсис
г) разучивание танца «Сомбреро», «Украинская полька»
д) танец-игра «Буги-вуги»
4. а) Разминка «По странам»
в) Партерный экзерсис
г) разучивание танца «Сомбреро», «Украинская полька»
д) танец-игра «Буги-вуги»
1. а) Разминка «По странам»
в) Партерный экзерсис
г) разучивание танца «Восточная сказка»
д) танец-игра «Злобная повторялка»
2. а) Разминка «По странам»
в) Партерный экзерсис
г) разучивание танца «Восточная сказка»
д) танец-игра «Злобная повторялка»
3. а) Разминка «По странам»
в) Партерный экзерсис
г) разучивание танца «Восточная сказка»
д) танец-игра «Злобная повторялка»
4. а) Разминка «По странам»
в) Партерный экзерсис
г) разучивание танца «Восточная сказка»
д) танец-игра «Злобная повторялка»
1. а) Разминка «По странам»
в) Партерный экзерсис
г) разучивание танца «Ритмы Испании», «Цветок сакуры»
д) танец-игра «Я ракета»
2. а) Разминка «По странам»
в) Партерный и народный экзерсис
г) разучивание танца «Ритмы Испании», «Цветок сакуры»
д) танец-игра «Я ракета»
3. а) Разминка «По странам»
в) Партерный и народный экзерсис
г) разучивание танца «Ритмы Испании», «Цветок сакуры»
д) танец-игра «Я ракета»
Март
Апрель
Май
4. а) Разминка «По странам»
в) Партерный и народный экзерсис
г) разучивание танца «Ритмы Испании», «Цветок сакуры»
д) танец-игра «Я ракета»
1. а) Разминка «По странам»
в) Партерный и народный экзерсис
г) разучивание танца «Матрешки», «Париж»
д) танец-игра «Ищи»
2. а) Разминка «По странам»
в) Партерный и народный экзерсис
г) разучивание танца «Матрешки», «Париж»
д) танец-игра «Ищи»
3. а) Разминка «По странам»
в) Партерный и народный экзерсис
г) разучивание танца «Матрешки», «Париж»
д) танец-игра «Ищи»
4. а) Разминка «По странам»
в) Партерный и народный экзерсис
г) разучивание танца «Матрешки», «Париж»
д) танец-игра «Ищи»
1. а) Разминка «По странам»
в) Партерный экзерсис
г) повторение танцев
д) танец-игра «Нарисуем лето»
2. а) Разминка «По странам»
в) Партерный экзерсис
г) Повторение танцев
д) танец-игра «Нарисуем лето»
3. а) Разминка «По странам»
в) Репетиция к концерту.
4. Отчетный концерт для родителей.
1. а) Разминка «По странам»
в) Партерный экзерсис
г) танец-игра «Нарисуем лето»
2. а) Разминка «По странам»
в) Партерный экзерсис
г) танец-игра «Нарисуем лето»
3. Диагностика уровня музыкально-двигательных способностей
детей на конец года.