Содержание.
1. Пояснительная записка
2. Средства реализации программы дополнительного образования.
3. Материально -техническое и методическое обеспечение
программы дополнительного образования.
4. Содержание программы дополнительного образования.
5. Ожидаемый результат.
6. Список литературы.
Рабочая программа кружка
социально- гуманитарной направленности «Пиши красиво»
Для воспитанников 6-7 лет
На 2025-2026 учебный год.
1.Пояснительная записка
Дополнительная образовательная программа «Пиши красиво»
разработана для детей 6 – 7 лет в соответствии с возрастными и
индивидуальными особенностями детей.
Письмо - сложный навык,включающий выполнение
координированных движений руки. Техника письма требует
слаженной работы мелких мышц кисти и всей руки, а также хорошо
развитого зрительного восприятия и произвольного влияния.
Вопрос подготовки дошкольников к владению письмом является
частью проблемы подготовки к обучению в школе, которая с
каждым годом, в свете изменения содержания школьных программ,
становятся все актуальнее.
Учителя отмечают, что первоклассники часто испытывают
серьёзные трудности с овладением навыков письма. Многие дети
боятся ручки, неправильно её держат, не могут ориентироваться в
тетради, при рисовании, закрашивании активно поворачивают
лист бумаги в разные стороны, изображают слишком маленькие
предметы на листе.
Подготовка к письму является одним из самых сложных этапов
подготовки ребёнка к систематическому обучению. Это связано
С психофизиологическими особенности 6 - 7 летнего ребёнка, с
одной стороны, и с самим процессом письма, с другой стороны. Сам
процесс письма является чрезвычайно сложным, требующим
развивать механизмы, необходимые для овладения письмом,
создавать условия для накопления ребёнком двигательного и
практического опыта, развития навыков ручной умелости.
Каллиграфия для дошкольников актуальна, так как она:
1 Помогает сформировать красивый, ровный почерк и выработать
хороший темп письма.
2 Развивает умение сосредотачиваться на одном деле, концентрацию
и усидчивость.
3 Тренирует внимательность к деталям, учит устанавливать связь
между формой и
содержанием.
4 Улучшает аккуратность письма.
5 Повышает уровень грамотности.
6 Развивает мелкую моторику, ловкость и координацию.
Цель:
Формирование основ графических навыков у детей старшего
дошкольного возраста посредством выполнения практических
заданий.
Задачи:
1 .Создать условия для развития зрительно-моторной координации.
2. Создать условия для развития у воспитанников потребности в
развития
познавательных процессов в учебной деятельности.
3.Развивать внимание, слуховое восприятие, двигательную
активность гибкости пальцев, кистей рук, умение понимать
словесные установки.
При разработке программы учитывалась особая роль каллиграфии в
формировании
личности, в развитии мышления, воображения, интеллектуальных и
творческих способностей
учащихся. Содержание программы нацелено на то, чтобы
воспитанники осознали значимость красивого письма.
Направленность программы: социально-гуманитарная.
Задания построены по принципу «от простого к сложному».
Срок реализации программы: 1 год обучения.
Режим занятий:
- занятия проводятся 2 раза в неделю по 30 – 35 мин.
Дополнительная образовательная программа «Пиши красиво»
рассчитана на 1 год обучения (36 недель-36 часа)
Структура занятия:
1 часть – упражнения на развитие координации пальцев рук
(пальчиковая гимнастика,выкладывание из счётных палочек и
геометрических фигур, массаж карандашом, с мячиками,
вырезывание).
2 часть – упражнения на развитие графических движений,
зрительного восприятия,зрительно-моторной координации
(штриховка, закрашивание, дорисовка, работа в тетради).
Методы и приёмы:
- словесный (рассказ, объяснения, беседы, анализ и обсуждение
своих действий);
- наглядность (практический показ);
- методы практических упражнений;
- метод контроля: самоконтроль, контроль успеваемости и качества
усвоения программы.
2.Средства реализации рабочей программы.
Пальчиковая гимнастика.
Учёные пришли к заключению, что формирование речевых областей
совершается под влиянием кинетических импульсов от рук, а точнее
от пальцев. Необходимо стимулировать речевое развитие детей
путём тренировки движений пальцев рук. Выполняя пальчиками
различные упражнения, ребёнок достигает хорошего развития
мелкой моторики рук, которая не только оказывает благоприятное
влияние на развитие речи (так как при этом индуктивно происходит
возбуждение в центрах речи), но и подготавливает ребёнка к
рисованию, письму.
"Пальчиковые игры" - это инсценировка каких-либо рифмованных
историй, сказок при помощи пальцев. Многие игры требуют участия
обеих рук, что даёт возможность детям ориентироваться в понятиях
"вправо", "влево", "вверх", "вниз" и др. Целесообразно каждое
занятие по подготовке к письму начинать с "пальчиковых игр",
чтобы размять пальчики,активизировать моторику рук для
успешного выполнения детьми разнообразных графических
упражнений. Время проведения пальчиковой игры 3 - 5 минут.
Графические упражнения. Штриховка.
Выполнение графических упражнений и штриховки способствуют
подготовке руки к письму. Развитие мелкой моторики определяется
изображения линий, но и легкостью и свободой: движения руки не
должны быть скованными, напряжёнными. Ребёнок должен
стараться не отрывать карандаш от бумаги и не прерывать
линии. При прочерчивании прямых линий хорошо видна
уверенность движения руки.
Развитию точности движений, вниманию и контролю за
собственными действиями, также способствуют графические
упражнения.
Штриховка - одно из важнейших упражнений. Овладевая
механизмом письма, дети вырабатывают такую уверенность штриха,
что когда они приступят к письму в тетрадях, у них это будет
получаться как у человека, много писавшего.
Виды штриховки:
- штриховка в разных направлениях (инструмент-карандаш);
- обведение фигур по трафарету или шаблону;
- закрашивание;
- ориентировка на листе бумаги в клетку;
- написание по клеткам различных фигур;
Соблюдение правил штриховки:
- штрихи не должны выходить за контур
- промежутки между штрихами должны быть одинаковыми
- соблюдать параллельность линий
- линию штриха вести непрерывно;
Соблюдение правил закрашивания:
- раскрашивать в одном направлении
- не заходить за контуры рисунка
- не оставлять неприкрашенных мест в рисунке;
3.Материально-техническое и методическое обеспечение
программы дополнительного образования
-компьютер и мультимедийный проектор;
-мультимедийные презентации (буквы и их соединения).
-простые карандаши;
-ручки;
-тетради в широкую линейку;
-тетради в косую линейку;
-листы для рисования;
-картинки-иллюстрации;
-цветные мелки и карандаши.
4.Содержание программы дополнительного образования.
Сентябрь
П.№
Тема.
Задачи
КОЛ-ВО
ЧАСОВ
Знакомимся с Познакомить детей с
30 минут
1
правилами при правильным хватом
письме
карандаша пальцами рук,
правильная
посадка, положение листа.
Развивать внимание,
слуховое восприятие
двигательную активность
гибкость пальцев, кистей
рук, умение понимать
словесные установки
2
Правила при
письме.
Ориентировка
на листе бумаги
3
Рисуем линии.
Листочки»,
«Жуки»,
«Стрекоза
4
Знакомимся с
клеткой
Октябрь
«Ознакомление
1
с тетрадью
вузкую линию»
2
3
4
«Проведение
наклонных
линий между
двумя
линиями»
«Проведение
наклонных
линий разной
высоты»
«Проведение
наклонных
линий с
Формировать
30 минут
пространственную
ориентацию на листе
бумаги, умение правильно
держать карандаш,
Развивать чувство ритма,
координацию движений,
мелкую моторику рук
Учить детей рисовать
30 минут
прямые линии
закругленные; развивать
точность;продолжать
заштриховывать;
прилежание, старание.
Познакомить с тетрадным 30 минут
листом; Учитьть
ориентироваться по
клеточкам, правильно
располагать точки по
клеточкам; развивать
точность в и расположении;
Воспитывать аккуратность.
Познакомить с тетрадью в
30 минут
узкую линию. Учит ставить
точки на линии, между
линиями. Развиват
глазомер, мелкие мышцы
рук.Воспитывать
аккуратность, бережное
отношение к тетради
Учить детей соединять две 30 минут
точки, проводит наклонную
линию между
линиями,ориентироваться
на странице тетради.
Учить проводить
30 минут
наклонные линии разной
высоты, чередуя их.
Учить проводить
наклонные линии с
закруглением вверху и
30 минут
закруглением
вверху и
внизу».
Ноябрь
Штриховка
1
картинок
Обводим и
рисуем
петлеобразные
линии.
«Рисование
3
узора из
дугообразных
линий»
Обводим и
4
рисуем зигзаги
Декабрь
Учимся писать
1
цифры (цифра
1)
2
2
Рисуем
прямоугольник
3
Учимся писать
цифры (Цифра
2)
внизу.
Продолжить штриховать
картинки прямыми
линиями в различных
направлениях
Учить рисовать
петлеобразные линии.
30 минут
Учить рисовать узор из
дугообразных линий.
30 минут
Учить рисовать зигзаги.
30 минут
30 минут
Учить писать цифру 1
30 минут
Согласовывать
свои действия с
инструкциями педагога,
закрепить понятия
пространственных
ориентации: слева на право,
сверху вниз, верхний левый
угол.
Закрепить умение рисовать 30 минут
прямоугольники; Развивать
зрительное восприятие и
зрительную память,
творческое воображение.
Учить писать цифру 2
30 минут
Согласовывать
свои действия с
инструкциями педагога,
закрепить понятия
пространственных
ориентации: слева на право,
сверху вниз,
верхний левый угол.
Развивать слуховое
4
Учимся писать
цифры (Цифра
3)
Январь
Учимся писать
1
цифры (Цифра
4)
2
Рисуем
треугольник
3
Учимся писать
цифры (Цифра
5)
восприятие, следить за
правильным хватом
карандаша.
Учить писать цифру 3
30 минут
Согласовывать
свои действия с
инструкциями педагога,
закрепить понятия
пространственных
ориентации: слева на право,
сверху вниз,верхний левый
угол. Развивать слуховое
восприятие, следить за
правильным хватом
карандаша.
Учить писать цифру 4
30 минут
Согласовывать
свои действия с
инструкциями педагога,
закрепить понятия
пространственных
ориентации: слева на право,
сверху вниз,верхний левый
угол. Развивать внимание,
сосредоточенность, следить
за правильным
положением тела
Закрепить умение рисовать 30 минут
треугольники по точкам и
самостоятельно;
Развивать конструктивные
навыки; Закрепить умение
штриховать в заданном
направлении.
Учить писать 5
30 минут
Согласовывать свои
действия с инструкциями
педагога,закрепить понятия
пространственных
ориентации. Развивать
внимание,сосредоточенност
ь, следить за правильным
4
Учимся писать
цифры (Цифра
6)
Февраль
Рисуем узоры
1
2
Учимся писать
цифры (Цифра
7)
2
Рисуем узоры
3
Учимся писать
цифры (Цифра
8)
положением тела
Учить писать 6
30 минут
Согласовывать свои
действия с инструкциями
педагога, закрепить
понятия пространственных
ориентации. Развивать
внимание,сосредоточенност
ь, следить за правильным
положением тела
Закрепить умение рисовать
квадрат, круг и объединять
фигуры в узор; Рисовать
предметы из прямых и
наклонных линий.
Учить писать 7
Согласовывать свои
действия с инструкциями
педагога,закрепить понятия
пространственных
ориентации. Развивать
внимание,сосредоточенност
ь, следить за правильным
положением тела.
Совершенствовать
двигательные функции
руки.
Закрепить умение рисовать
квадрат, круг и объединять
фигуры в узор; Рисовать
предметы из прямых и
наклонных линий.
Учить писать цыфру 8
Согласовывать свои
действия с инструкциями
педагога,закрепить понятия
пространственных
ориентации. Развивать
внимание,сосредоточенност
ь, следить за правильным
положением тела.
Совершенствовать
30 минут
30 минут
30 минут
30 минут
4
Учимся писать
цифры (Цифра
9)
Март
Учимся писать
1
цифры (Цифра
10)
2
Штриховка
картинок
3
«Рисование
узоров из
полуовалов и
овалов».
Написание
элементов
письменных
букв (О)
4
Апрель
«Рисование
1
узора из
двигательные функции
руки
Учить писать 9
30 минут
Согласовывать свои
действия с инструкциями
педагога, закрепить
понятия пространственной
ориентации. Развивать
внимание,сосредоточенност
ь, следить за правильным
положением тела,
карандаша.Совершенствова
ть графомоторные навыки.
Учить писать 10
30 минут
Согласовывать свои
действия с инструкциями
педагога, закрепить
понятия пространственных
ориентации. Развивать
внимание,сосредоточенност
ь, следить за правильным
положением тела
карандаша.Совершенствова
ть графомоторные навыки
Продолжить штриховать
30 минут
картинки прямыми
линиями в различных
направлениях
Закреплять умения
30 минут
рисования узоров из
полуовалов и овалов.
Знакомство со строчной
30 минут
буквой «о» Написание
маленьких овалов по
воздуху. Знакомство с
буквой «о». Работа в
прописи. Обвести, дописать
и написать самостоятельно.
Продолжать учить
рисовать узоры из
30 минут
2
3
4
Май
1
2
3
4
волнистых
линий».
Написание
элементов
письменных
букв (Ш)
«Рисование
узоров из
дугообразных и
ломаных
линий».
Написание
элементов
письменных
букв (И)
Штриховка
картинок
Написание
элементов
письменных
букв (А)
Написание
элементов
письменных
букв (Х)
Повторяем
написание
пройдиных
букв
волнистых линий.
Написание линии с
30 минут
закруглением внизу.
Знакомство с буквами «ш»
Письмо линии с
закруглением внизу по
воздуху. Обведение линии с
закруглением внизу,
дописывание элемента,
написание самостоятельно.
Знакомство с буквой «ш»
Продолжать рисовать
30 минут
узоры из дугообразных и
ломаных линий.
Написание линии с
закруглением внизу.
Знакомство с буквой «и»
Развивать слуховое
восприятие, следить за
правильным хватом
карандаша.
30 минут
Продолжить штриховать
картинки прямыми
линиями в различных
направлениях
Соединение элемента овал
с линией с закруглением.
Знакомство с буквой «а»
30 минут
Соединение левосторонних
и правосторонних
полуовалов. Знакомство с
буквой «х». Письмо
строчной буквы «х»
Закрепление пройденного
материала
30 минут
30 минут
30 минут
5.Ожидаемые результаты.
К планируемым результатам можно отнести реализацию
поставленных задач обучения,
а именно:
- развить мелкую мускулатуру руки
- писать вертикальные линии сверху вниз, горизонтальные
- слева направо
- уметь ориентироваться на листе бумаги
- сформированное умение соблюдать гигиенические правила письма
(положение
корпуса, руки, тетради, карандаша).
6.Список литературы
1 Пишу буквы: для детей 5-6 лет /Н. В. Володина. 2 –е изд., испр. и
перераб. – Москва : Эксмо, 2022 – 128с. :ил. –(Ломоносовская школа)
2 Пишу красиво: для детей 6-7 лет /Н. В. Володина. 2 –е изд., испр и
перераб. – Москва : Эксмо, 2022 – 128с. :ил. –(Ломоносовская школа)
3 Сайт Образовательный портал «Слово» http://portal-slovo.ru